Россия, Нижегородская область, городской округ Чкаловск, река Юг
Телефон:
+7 (831) 231-22- Показать номер
Пн-вс: 08:00—23:00
whatsapp telegram vk email

Работа с гравером для начинающих — разновидности и выбор нужной насадки

Один из вариантов декоративной обработки дерева — гравировка. Мастер вырезает рисунки, делает надписи, создает орнаменты. Работает вручную или пользуется механическими инструментами. С новыми технологиями: фрезером, гравером, лазером резчику стало легче обрабатывать древесину. При этом красота, оригинальность изображений не нарушилась.

Вырезание на бруске

Какие изделия можно сделать

Резьбой занимались с древних времен, о чем говорят найденные наскальные рисунки, орнаменты на посуде и других бытовых предметах. Люди вырезали изображения на разных материалах: камне, стекле, кости.

Резьба по дереву гравером — увлекательное занятие. С изобретением электрических помощников декоративная обработка стала проще, а рисунки — сложнее и изящнее.

Резьба по дереву сделалась популярной не только в России, а во многих странах мира. Например, Канада, богатая лесами, славится своими зодчими.

Гравировкой стали украшать:

  • панно, картины;
  • резные балясины;
  • иконы, иконостас;
  • спинки кроватей, фасады мебели;
  • наличники для деревянных срубов, бань;
  • киоты, рамки.

Брелоки, ручки ножей, угловые декоры — чего только не украшают деревянных дел мастера.

Для справки! Гравер — инструмент, который заменил ручное нанесение рисунков на древесине. Кроме того, прибором можно шлифовать, полировать мелкие детали, выполнять длинный ряд действий.

Художественная резьба на прикладе ружья

Советы начинающим от профессионалов

  1. Прежде чем приступить к выполнению простейших заданий относительно художественной обработки изделий из древесных пород, рекомендуется пройти мастер-класс резьбы по дереву у профессиональных резчиков и гравировщиков. Это неоценимые и бесплатные уроки для тех, кто хочет заняться увлекательным делом, дающим широкий простор творчеству и фантазии человека, желающего приобрести знания и умения в неизведанной до этого области.
  2. Уроки резьбы бормашиной можно найти в многочисленных добротных видеоклипах на Интернет-портале YouTube. Вы ознакомитесь с важнейшими приемами и способами обработки материала в труднодоступных и неудобных полостях предполагаемого изделия с использованием уникальных средств достижения цели.

Гравировка по дереву — одно из древнейших народных ремесел. Русь издавна славилась своими лесами, поэтому древние ремесленники никогда не испытывали недостатка в материалах. Чаще всего для работы выбирали мягкие, податливые породы дерева. Однако, настоящие умельцы прекрасно справлялись и с твердыми породами (ель, береза, дуб). Гравировка по разным материалам (стекло, дерево, металл) — искусство, популярное у многих народов мира. Например, на Кавказе и в Дагестане до сих пор живы старые традиции гравировки, или чеканки, по металлу.

Изготовление затейливо украшенных изделий из дерева — исконно славянская традиция. В наше время у граверов появилось много других материалов, например, ПВХ и ДСП. Тем не менее дерево тоже не сдает своих позиций. Деревянную посуду и кухонную утварь, украшенную причудливой гравировкой, можно встретить на ярмарках народных ремесел, на тематических выставках в центрах народного творчества. Подрастающее поколение тоже активно обучается древнему ремеслу в творческих кружках. В основном гравировкой по дереву увлекаются мальчики, но и девочки в таких кружках и студиях — не редкость. Гравировка может стать интересным хобби для человека любого пола и возраста.

Правила работы для начинающих

Гравером работают не только на древесине, но и на камне, коже, стекле, металле, кости, пластике. Чтобы работа вышла качественной, а резчику было удобно выполнять ее, надо знать, как работать с гравером, и придерживаться правил. Особенно это важно для новичков.

Начинающим резчикам желательно осваивать технику резьбы ручным гравером, а не электрическим.

Для начала «набивают» руку. Учатся резать канавки, бороздки, простые фигуры. Необходимые инструменты для работы ручным гравером по дереву:

  • штихели с тонкими стальными стержнями (v-образные, угловые, плоские);
  • лампа с линзой;
  • пуансоны (для пунктирных линий, точек);
  • стамески;
  • подложка под заготовку.

Начинающему резчику желательно пользоваться учебным пособием с готовыми рисунками, орнаментами и техникой выполнения или взять несколько уроков у профессионалов.

Обратите внимание! При работе гравером по дереву заготовку кладут на маленькую подушку, чтобы материал не скользил. Саму подушку фиксируют двусторонним скотчем.

Правила резьбы по дереву гравером начинающим резчикам:

  • Рабочий стол должен быть свободным, никаких ненужных предметов.
  • Специальная лампа для мягкого освещения рабочего места.
  • Недопустимо дергать инструмент в разные стороны, баловаться с ним, стучать по столу.
  • Нельзя оставлять гравер доступным для детей.
  • При работающем инструменте непозволительно снимать или менять насадку.
  • Во время работы прибор следует держать на расстоянии от лица, чтобы случайно не пораниться.

Все насадки, фрезы, инструменты, необходимые для работы, должны раскладываться по полкам, ящикам, чтобы доставать было удобно, никуда не тянуться.

Полки с инструментами резчика по дереву

Рекомендации по выбору насадок

Дерево обрабатывают соответствующей бормашиной с 2-мя главными параметрами:

  • мощностью;
  • количеством оборотов основного вращающего шпинделя.

Обратите внимание! Удобнее работать бормашиной, снабженной переключателем мощности (не должна быть меньше 250 Вт). Иначе придется часто отключать гравер для остывания и прерывать работу.

Выбор насадок зависит от вида работы.

Вместе с бормашиной в комплекте имеются нужные насадки:

  • фрезы, шарошки;
  • сверла;
  • войлок для полировки;
  • отрезные круги, шлифовальные;
  • цанги.

Комплектация насадок у производителей бормашин различная, но, как правило, есть все необходимые для работы гравером по дереву начинающим мастерам.

Если резчик — не новичок, и знает, как работать гравером, ему могут понадобиться алмазные насадки (с алмазным напылением). Они не всегда идут в комплекте с бормашиной, поэтому придется покупать.

Для удобства работы бором, особенно неопытным резчикам, желательно приобрести гибкий вал.

Понадобится и штатив, на который вешают бор.

Обратите внимание! Гибкий вал влияет на мощность двигателя гравера, снижает почти вполовину.

Бормашина с гибким валом
Китайские наборы для резьбы по дереву стоят дешевле, чем у других производителей. Но пользователи отмечают, что китайские боры работают слишком шумно, а фрезы, идущие в комплекте, плохо заточены, быстро тупятся.

Опытные резчики всегда приобретают дополнительные насадки, а начинающим осваивать азы художественной резьбы, будет достаточно китайского гравера с насадками в комплекте.

Главное, обращать внимание на то, чтобы насадки были предназначены для обработки древесины. Например, шарошки по металлу из-за углов заточки не смогут резать дерево.

От идеи до результата. Резьба по дереву с помощью гравера. Пауэркарвинг

Народ, всем привет!

  • Немного предыстории

Давным-давно, а именно полгода назад, решили мы заняться резьбой по дереву. Да не просто резьбой по старинке (ножичками, да стамесками), а пауэркарвингом (читать «мощное вырезание»)! Если по-русски, то это резьба по дереву при помощи инструментов (в нашем случае это гравер), питающихся от розетки, делающих большое количество оборотов рабочей насадки, ну и имеющих обильное количество этих самых съемных насадок. При поиске этой темы практически не было каких-то интересных обучающих видео или статей на русском языке, все на английском, но и на том спасибо, можно было посмотреть технику работы визуально, хоть и ничего не понятно, что они там говорят. Так вот и решили мы начать хотя б писать по этой теме, вдруг кому интересно Сразу просим заметить, что мы не супер профессионалы, делимся своим небольшим опытом, который, как надеемся, кому-то да пригодится. Ну, как говорится, разговаривать — это не пауэркарвингом заниматься, поэтому поехали.

P.S. Это статья вводная, много лирики, постарались написать все по делу, но без лишних подробностей. В дальнейшем сделаем больше публикаций, где подробно распишем каждый аспект производства.

  • С чего начать

Как и написано в теме публикации — все начинается с идеи. Идеи того, что вам все-таки это надо и стоит обзавестись кое-какими инструментами. А, ну и деревом, конечно. Делать же из чего-то надо ваши красивые штучки.

Инструменты

На первых порах вам нужен минимум:

— Карандаш с листочком — для эскиза;

— Лобзик — выпиливание заготовки из дерева. На первых порах хватит и простого ручного — они недорогие, просты в использовании, короче кайф. Единственный минус — все это выпиливание оооочень долго происходит и срез может не совсем ровным получится, но все это в навык упирается. Для начала — норм;

— Гравер — собственно сам виновник данной статьи. Этой штукой мы и придаем нашей заготовке форму. Есть разные варианты — от супер дешевых до дорогих. Основной принцип у всех одинаковый — вставляете нужную насадку, включаете, выставляете скорость и успех — она вращается. Начинающим можно взять и дешевый вариант, сами так делали, прекрасно справлялся с поставленными задачами. Сейчас этот гравер тусуется у мастеров-керамистов, они довольны (привет, Сорока). В довесок к граверу можно взять набор дешевых насадок, а потом, по мере надобности, покупать новые;

— Наждачка — приводим наше изделие к товарному виду. Есть свои тонкости, если интересно, то можем посвятить этому отдельную публикацию, как и по всем остальным вышеперечисленным пунктам;

— Средства защиты — для защиты органов дыхания, глаз и ваших умелых пальцев.

Дерево

Плюс гравера в том — что многие его насадки берут любую древесину. Например, наждачному барабану все равно на мягкие и твердые волокна — с одинаковым успехом режет все. Но какие-нибудь алмазные насадки будут «запинаться» об твердые волокна, поэтому если будете резать что-то супер высокохудожественное, то лучше выбирать либо мягкую древесину, либо без ярко выраженных твердых волокон.

  • Производство

Ну вот, вроде с инструментами и материалом разобрались. Что дальше? Ну а дальше начинаем работать.

Эскиз

Допустим, у вас уже есть какая-то идея изделия в голове. Советуем для начала перенести ее на бумагу. Тут сразу может встать вопрос — это че, мне рисовать надо? Такая жизнь, ребят — надо. Почему? Потому что так вам будет проще резать. Когда вы сами нарисовали эскиз, то вы понимаете форму своего изделия, вам становится проще его сделать. Так что просто вбиваете в интернетах запрос по вашей идее, открываете картинки и начинаете. Срисовываете что понравилось, да стилизуете. Конечно, если прям совсем тяжело с этим, то можно попросить друга или подругу нарисовать вам эскиз, но все-таки советуем делать это самим.

Вырезание заготовки

Допустим, у нас есть эскиз и деревяшка, из которой мы будем делать наше изделие. Нужно перенести наш эскиз на дерево, ну тут все просто: сканируете/фотографируете, распечатываете, приклеиваете; копировальная бумага, обводите контур, готово; можно просто перерисовать. Кто как хочет, так и переносит, как говорится.

Теперь берем лобзик, да начинаем выпиливать контур. Тут ничего сложного. Вот как примерно это выглядело у нас.

Работа гравером

Ну а теперь самое интересное — у нас есть заготовка и гравер с кучей (или не кучей насадок). Так как сейчас пишем без какого-то конкретного примера, то дадим вам просто несколько общих рекомендаций:

— Самая универсальная насадка — барабаны с наждачкой. Входят в комплект всех дешевых наборов, удобные, разнозернистые, разноразмерные, можно даже самим сделать при желании, короче, огонь. Обычно мы ими делаем общую форму заготовки. Закругляем, придаем рельеф, в общем, весь основной объем изделия на них. НО! Будьте аккуратны, сильно на заготовку не давите, когда резать будете — можете с непривычки снять слишком много материала или немного подпалить / пережечь изделие. Тише едешь — дальше будешь!

— Насадки с алмазным напылением — хорошо подходят для всякого рода детализации. После придания основного объема наждачными барабанами, если у вас на изделии есть какие-то небольшие детали, то можете смело пользоваться этими насадками. Так же по-тихоньку, без нажима и все у вас получится!

— Еще советуем попробовать насадки из скотч-брайта. Удаляют лишний ворс, да и шлифуют-полируют неплохо.

Это список насадок, которые идут в дешевых комплектах. Для нас это стало такой своеобразной «базой», которую мы используем. Иногда подключаются другие насадки, но это — прям основа.

И еще, не забудьте про защиту. Пылищи оооочень много. Поэтому если не хотите сморкаться буратинами, то обязательно — защита дыхания и глаз.

Главное — пробуйте, пытайтесь, учитесь в процессе и все получится!

P.S. Потом сделаем статейки с мастер-классами, там уже подробно расскажем как работаем с тем или иным изделием.

Шлифовка и обработка

Ну тут все просто, берете наждачку разной зернистости и начинаете приводить изделие к товарному виду. Мы, в основном, используем зернистости: 120, 240 и «нулевку». Времени займет много, поэтому просто наберитесь терпения и все получится. После шлифовки можете обработать изделие маслом или лаком.

Вроде все. Примерный сценарий создания изделия такой. Кое-где есть свои тонкости, но о них чуть позже. Будем рады ответить на ваши вопросы, если появятся, ждите подробных мастер-классов по созданию деревянных украшений.

Мастер-класс начинающему резчику по дереву

Сначала подбирают древесину. Опытные мастера не советуют применять сосну, поскольку слоистая: сочетается мягкий слой с твердым.

Описание порядка действий художественной резьбы.

  1. Сначала рисуют эскиз. Или подбирают фотографию, картинку из других источников, например, из интернета.
  2. Накладывают копировальную бумагу на рабочую деревянную поверхность, а сверху — рисунок. Закрепляют зажимами.
  3. С помощью резаков вручную делают контур будущего изображения.
  4. Рисунок и фон шлифуют. Шлифовка — занятие трудоемкое и кропотливое.
  5. Покрывают морилкой. Наносят лак. Но не всем мастерам нравится лаковое покрытие. Они используют олифу, которая не дает ненужных бликов, изделие остается матовым.

Так выглядит работа начинающих резчиков.

Инструменты и станки для резьбы по дереву: виды и функции

Все фото из статьи

Какое оборудование для резьбы по дереву можно встретить в продаже? В этой статье нам предстоит познакомиться как с ручными инструментами, так и с электрическими устройствами различной сложности. Мы узнаем, как выглядят эти изделия и для чего именно применяются.

Современные станки способны существенно упростить процесс резки.

Цели

Вначале — немного теории. Виды резьбы по дереву не имеют и не могут иметь строгой классификации просто потому, что в рамках создания одного художественного произведения часто сочетаются несколько приемов.

Однако сами приемы все же можно условно разделить на несколько категорий, требующих, как правило, разного инструментария:

  • Сквозная прорезная резьба выполняется резцами и стамесками.
  • Сквозная пропильная, в отличие от нее, требует использования пилы или лобзика.
  • Плосковыемчатая резьба подразумевает создание на плоском фоне фигурных углублений.
  • При плоскорельефной резьбе с подушечным фоном рисунок и фон находятся на одном уровне; в процессе обработки прорезаются лишь заоваленные контуры.

Однако: существует и плоскорельефная резьба с выбранным фоном, который делается ниже основного изображения. Основной инструмент для выборки фонового уровня — стамески различной формы.

  • Наконец, скульптурная резьба по дереву наиболее сложна, поскольку требует от резчика недюжинного художественного таланта: видения перспективы, чувства пропорций и пространственного воображения. В плане выбора инструмента создание деревянных скульптур своими руками наиболее разнообразно. Здесь в ход идет буквально все — от ножей-косяков до… бензопил.

Образец скульптурной резьбы.

Средства

Древесина

Резке поддаются все породы древесины; однако здесь действует простое правило: чем мельче детализация, тем мягче должен быть материал. Именно поэтому лучшая древесина для резьбы по дереву — липа.

Кроме мягкости, у нее есть еще несколько достоинств:

  • Она устойчива к гниению (даже при высокой влажности).
  • Она долго сохраняет приятный аромат.
  • Она не темнеет со временем.
  • При сушке липа дает минимальную усадку.
  • Ее древесина одинаково хорошо режется в любых направлениях.

Лучший выбор для наших целей — заболонь стволов возрастом 50 — 70 лет. Инструкция от мастера: чтобы оценить возраст ствола, достаточно сосчитать годичные кольца.

Заболонь — плотная древесина между корой и ядром.

Ручной инструмент

При желании его можно приобрести в наборе; цена качественного комплекта из 5 — 7 предметов составляет всего 1600 — 4000 рублей. Однако возможна и покупка инструмента в розницу.

Что полезно иметь в своем распоряжении?

  • Богородский нож для скульптурной резьбы.
  • Ножи — косяки с разными углами скоса.

Нож — косяк.

  • Нож — резак.
  • Прямые стамески для дерева разной ширины. Угол заточки должен лежать в диапазоне 18 — 20 градусов.
  • Набор полукруглых стамесок с разным радиусом.
  • Клюкарзы — стамески с различной формой изогнутого лезвия, позволяющие выбирать древесину, не упираясь в заготовку рукояткой.

Набор клюкарзов.

  • Узкие стамески-церазики.
  • Угловые стамески для прорезания V-образных пазов.
  • Загнутые под углом в 15 градусов штихеля для резьбы по дереву, используемые для выбора прожилок. Как правило, рукоятка штихеля имеет форму грибка.

Так выглядит штихель.

  • Клепики — заостренные резцы для выборки фона в углах и прочих труднодоступных местах.
  • Ноготки, отличающиеся от клепиков закругленным концом.
  • Ложечные ножи для удаления большого количества древесины в заглублениях.
  • Чеканы и пуансоны — стержни с рисунком на одном из торцов, используемые для формирования повторяющихся элементов фона.

Чеканы с наконечниками разных форм.

Электроинструмент

Бормашинка

Бормашина для резьбы по дереву ничем принципиально не отличается от жуткого инструмента стоматолога. Вращение вала электромотора точно так же передается гибким валом на вращающийся резец, который позволяет протачивать в древесине углубления произвольной формы и ширины.

Стационарный мотор способен передать на гибкий вал солидную мощность.

Дремель

Эта машинка для резьбы по дереву отличается от бормашины лишь тем, что электромотор помещен непосредственно в рукоятку инструмента. Удобство накладывает ограничения на размер ручки и, соответственно, на мощность электромотора. Это, в свою очередь, влияет на скорость резки пазов и способность инструмента справиться с твердой древесиной.

Гравировка выполняется дремелем.

Любопытно: название устройства изначально было именем собственным. Dremel — известнейший производитель ручного электро- и пневмоинструмента.

Фрезер

Фрезер в плане функциональности является противоположностью дремелю: он используется, когда нужно с максимальной скоростью и точностью выбрать паз или углубление большого объема. Разнообразные фрезы для резьбы по дереву позволяют при необходимости сделать сечение паза фигурным, придав ему достаточно сложную форму.

На фото — ручной фрезер.

Пантограф

Пантограф для резьбы по дереву имеет мало отношения к творчеству: это прибор для точного копирования формы созданного ранее изделия. Принцип работы наиболее простых инструментов с механическим приводом несложен: скругленная головка прибора при ручном движении каретки путешествует по углублениям резьбы, а фреза тем временем копирует ее движения на заготовке.

Пантограф за работой.

Заключение

Как видите, полный перечень применяющихся для резьбы инструментов внушает уважение; однако новичок при первых опытах с резкой по дереву вполне может обойтись куда меньшим их количеством. Видео в этой статье позволит больше узнать о тонкостях творческого процесса. Успехов!

Технология выполнения резьбы бормашиной

Работа гравером по дереву состоит из этапов, на каждом из которых мастер применяет разные насадки.

Набор шарошек

Начинают первую (грубую) обработку древесины. Придают форму, срезают углы с помощью рашпильных насадок: конуса, бочонка, булавы, шара.

На данном этапе самая ходовая насадка — бочонок.

Следующий этап — средняя обработка. С помощью насадок, дисков разных диаметров снимают кромки, вырезают более мелкие детали. При этом применяют другой бор, с более узким хватом. Для новичков достаточно иметь одну бормашину.

Потом работают алмазными насадками (шарошки с алмазным напылением): каплевидной, пикообразной.

Затем изделие полируют. Можно применять в качестве насадки нейлоновый круг с длинным ворсом. Он проникнет во все выпуклости, углубления. Насадка обнажает рисунок, отчего он становится ярче.

Заключительный этап — шлифовка шлифовальным кругом.

После всех этапов работы изделие красят, украшают камнями, металлами

Виды и назначение фрез и насадок

  • Фреза состоит из двух частей: хвостовика и собственно рабочей головки. Хвостовик предназначен для крепления инструмента в зажиме аппарата. Как правило, цанговые зажимы выпускаются производителем под определенную торговую марку, поэтому надо иметь универсальный набор крепящих наконечников. В зависимости от рода технологических операций подбираются наиболее подходящие и удобные инструменты.
  • Отрезные диски предназначены для первоначальной грубой обработки исходного материала с целью подготовки поверхности к выполнению основной работы.
  • Рабочая поверхность головки может иметь форму цилиндра, овала или клинообразную. Сама фреза изготавливается из инструментальной стали. Для шлифовки поверхностей применяются насадки соответствующей формы с абразивным покрытием. В качестве абразива применяется резина с примесью шлифовальных порошков. Более дорогой и эффективный вариант — бор с покрытием из алмазной крошки. Как правило, боры выпускаются комплектами по 6 штук и имеют различную конфигурацию рабочей поверхности.

Читать также: Вес листового алюминия таблица

Большое разнообразие стоматологических инструментов позволяет с успехом использовать их в художественной резьбе. Высокая прочность и износоустойчивость обеспечит долговечное и качественное применение изделий.

Уход за гравировальным оборудованием и инструментом

Чтобы гравер дольше работал, выполнял свои задачи, надо ухаживать за инструментом.

Перед включением нужно осматривать бор: не образовались ли вмятины, трещины, сколы.

При работе бормашины выходит много пыли, стружки, которая засоряет инструмент. После каждого применения гравер необходимо чистить, вытряхивать мусор.

При отсутствии принудительной вентиляции гравер отключают после 15-20 мин. работы, чтобы остыл.

Опытные резчики не рекомендуют работать тупыми фрезами. Необходимо вовремя менять их или затачивать.

Обратите внимание! Разница заточки зуба у фрез влияет на работу бормашины.

Меры предосторожности и обустройство рабочего пространства

Резьба по дереву гравером — занятие не только увлекательное, но и травмоопасное. Надо соблюдать меры предосторожности.

  • Рабочий стол с ровной поверхностью не должен качаться.
  • Одежда мастера — без длинных широких рукавов, передник. На голове — шапочка или платок, чтобы волосы не свисали со лба или плеч.
  • Желательно защитить глаза очками от попадания стружки, опилок.
  • Остроту фрез проверяют на дереве, а не пальцами. Чем острее зуб заточки, тем больше вибрирует гравер, значит, надо уменьшать скорость.
  • Проверять целостность электрических шнуров, следить, чтобы не закручивались.

В мастерской или поблизости должна быть аптечка со средствами для оказания первой помощи.

При работе гравером по дереву испытывают позитивные эмоции, радость от красоты стильных изделий, созданных своими руками.

Такие шедевры создают деревянных дел мастера

Обучиться декоративной резьбе можно в любом возрасте. Главное — желание.

Лазерный гравер по дереву

Сторонники современных методов работы обычно используют лазерный гравер по дереву. Он работает примерно по тому же принципу, что и всем известные детские приборы для выжигания, которые пользовались большой популярностью в советское время. Единственная принципиальная разница состоит в том, что линия наносится не при помощи накаленного стержня, а при помощи лазерного светового луча. При помощи специальной компьютерной программы мастер задает основные параметры:

  • Глубина линии;
  • Насыщенность цвета;
  • Длина и ширина линии;
  • Место ее расположения.

Далее лазерный гравер включается и автоматически реагирует на запрос пользователя. В результате на поверхности дерева получается линия, имеющая желаемые свойства.

По сравнению с фрезерным гравером, лазерный гравер издает гораздо меньше шума. Однако, многие опытные мастера отмечают, что при работе с ПВХ лазерный гравер издает неприятный, «химический» запах, напоминающий запах жженой резины. Эксперты предупреждают, что использовать лазерный гравер при работе с ПВХ категорически запрещается, так как при контакте лазерного луча с синтетическим материалом в воздух выделяются токсические вещества. Эти вещества опасны для здоровья и могут вызвать отравление. Поэтому если мастер намерен заниматься линогравюрой (гравюрой на ПВХ), следует отдать предпочтение фрезерному граверу.

Ссылка на основную публикацию
Похожее