Россия, Нижегородская область, городской округ Чкаловск, река Юг
Телефон:
+7 (831) 231-22- Показать номер
Пн-вс: 08:00—23:00
whatsapp telegram vk email

Основные приемы лепки пластилином. материал по конструированию, ручному труду

Лепка из пластилина пошагово

Рисование и лепка — важнейшие виды творческой деятельности, доступные для качественного развития малыша. В дошкольном возрасте ребенок особенно чувствителен к различным сенсорным раздражителям, поэтому так важно дать ему возможность манипулировать с массой для лепки, тестом, красками.

Приемы лепки из пластилина

Занятия рисованием и лепкой — это первый шаг в творчество для ребёнка. Во время создания рисунков и поделок малыш усваивает практические навыки ручных действий, учится координировать движения обеих рук, происходит развитие тонкой моторики пальцев. Ребёнок приобретает новый сенсорный опыт, учится доводить работу до конца.

  • Кусочки — отщипывать кусочек пластилина.
  • Лепешки — из шариков, которые катает мама, делать пальцем маленькие лепешки.
  • Большие лепешки — плющить пластилин всей ладошкой.
  • Мазки — из лепешки начинаем «вымазывать» пальцем в одну или в разные стороны лучики.
  • Колбаски — катать колбаски из пластилина можно между ладошками, а можно на столе.
  • Шарики — катать шарики из пластилина можно между ладошками, а можно на столе.

Рецепт самодельного пластилина и массы для лепки как Плей До – здесь.

DIY Как приготовить солёное тесто. Рецепт солёного теста для лепки. Мастер класс Salty dough recipeDIY Как приготовить солёное тесто. Рецепт солёного теста для лепки. Мастер класс Salty dough recipe

Какие виды бывают?

Самые распространенные виды лепки в детском саду:

  • Предметная лепка предназначена для изображения одиночных предметов, таких как предметы посуды, животные и человек. Ребенок, используя всевозможные способы и приемы, учится придавать пластичному материалу окончательную форму.
  • Сюжетная лепка предназначена для развития у малыша объемного трехмерного мышления. Сюжетная лепка долгий и трудоемкий процесс, ведь ребенку необходимо вылепить из пластилина уже не одну, а несколько объемных фигурок, связанных между собой общей историей, задумкой, выполняющих какое-либо действие по отношению друг к другу. Можно сказать, что малыш учится творить свою пластилиновую сказку, выбирая наиболее понравившийся сюжет. Такая лепка устанавливается на жесткой подставке, на которую будут устанавливаться вылепленные из пластилина фигуры.
  • Декоративная лепка в детском саду позволяет ребенку еще в младшей группе ознакомиться и научиться делать простенькие фигуры и предметы, выполненные в стиле народного прикладного искусства. Так малыш, уже научившийся предметной лепке, проявив фантазию, усердие и включив свое воображение, превратит обычные предметы посуды из пластилина в нарядные, украшенные декоративными узорами. Такой посудой уже можно и дом украсить, и подарок подарить. Статуэтка, выполненная в народном прикладном стиле, научит малыша различать стили в искусстве, пробудит интерес к познанию нового.

Так, этап за этапом, маленький человечек из младшей группы учится усидчивости, развивает свое воображение, вовсю работает мелкая моторика. Малыш учится держать в руках стеки, правильно их использовать при лепке. Учится на ощупь и визуально отличать различные материалы для лепки (глина, пластилин), даже нетрадиционные, такие как соленое тесто. Получает первые математические познания, такие как размер, форма. Узнает внешний вид и название различных геометрических фигур. Можно смело сказать, что эстетическое воспитание началось!

Урок лепки в детском садуУрок лепки в детском саду

Лепка пластилиновыми жгутиками

Такая техника очень нравится детям своей простотой, а получается очень оригинальная и рельефная картинка.

Рисование жгутиками доступно даже малышам. Процесс скатывания и аккуратного выкладывания плacтилиновых жгутиков — отличное упражнение для мелкой моторики ребёнка.

Чтобы упростить задачу, заранее нарисуйте на листе картона контур будущей картинки и наметьте цветным карандашом, где какой цвет будет использоваться. Можно взять за основу любой рисунок или контур из раскраски. Чтобы жгутики скатывались легко и малыш не уставал, используйте разогретый пластилин.

Техника лепки в средней группе

Упражнения с пластичными материалами готовят детскую руку к освоению важнейшего навыка в ближайшем будущем — письму. Регулярные занятия лепкой развивают гибкость кисти и точность движений. Поделки ребята создают, изучая различные приёмы лепки.

Таблица: способы и приёмы лепки

Способы лепки Приёмы Примеры поделок в средней группе
Скульптурный/пластичный — лепка из одного куска.
  • Скатывание,
  • раскатывание,
  • сплющивание,
  • вытягивание,
  • скручивание.
  • «Хлеб»,
  • «Огурец»,
  • «Баранки/бублики»,
  • «Тарелочка».
Конструктивный — создание поделки из нескольких деталей. Вылепленные пластичным способом детали соединяются друг с другом.
  • «Пирамидка»,
  • «Капуста»,
  • «Цветок»,
  • «Грибы».

Лепка котика

В средней группе дети осваивают конструктивный способ лепки: вылепливание и соединение деталей в единый образ

Виды лепки

  1. Предметная лепка. В средней группе дети лепят двух- и трёхмерные предметы на плоскости. Максимально точно стараются передать форму знакомых объектов. На занятиях обязательно стоит образец — фигурка или игрушка.

    Предметная лепка подразумевает и изображение живых существ, например, рыб

  2. Сюжетная лепка. На пятом году жизни стремительно развиваются мыслительные способности. Ребёнок сопоставляет объекты окружающего мира, обнаруживает связи и взаимодействие между ними. Первые сюжеты — это коллективные композиции «Хоровод зайчат», «Птичий двор».

    Коллективные работы имеют простой сюжет, например, «Утята плавают на пруду»

  3. Декоративная лепка. В средней группе этот вид лепки может использоваться для украшения поделок «Ваза», «Тарелка».

    Дети 4–5 лет учатся украшать поверхности рельефным узором, например, как на занятии «Чудо-цветок»

Материалы и инструменты

  • Пластилин — наиболее податливый материал. Познакомить детей с глиной можно, но лепить из неё рекомендуется в старшей и подготовительной группах (с детьми 5–7 лет). Изредка на занятиях может использоваться пластилин Плей До. Это дорогостоящий материал, но яркий и необычный. С его помощью можно украсить подарки мамам на 8 Марта, например.

    Сохраняйте остатки пластилина их наборов — дети используют их позже

  • Стек — инструмент-помощник, с которым дети знакомятся в средней группе. Воспитатель показывает, как держать стек, каким образом с его помощью отрезать часть от куска пластилина/теста. Стек понадобится для дополнения поделок надрезами или простыми узорами (точками, линиями). Им обозначают глаза, рот, нос на мордочке животных.

    Для средней группы рекомендуется закупить пластмассовые стеки с закруглённым концом

Нетрадиционные техники лепки

  • Пластилиновая мозаика — выкладывание пластилиновых шариков на нарисованном изображении. В техническом плане использование этой техники на занятиях в средней группе не даёт ничего нового детям. Пластилиновой мозаикой уместно заниматься во время декоративной лепки. Например, мозаикой дети украсят пластиковые тарелки или крышки.

    Мозаика отлично подходит для декорирования пластиковых и картонных поверхностей

  • Пластилинография — рисование или закрашивание контуров при помощи размазывания и/или налепливания пластилина. В средней группы подбираются небольшие картинки на плотном листе бумаги или картоне. Задача для детей 4–5 лет — «раскрасить» тонким слоем пластилина рисунок, не выходя за контуры. Цвета для пластилинографии дети выбирают самостоятельно.

    Пластилином дети раскрашивают несложные изображения, например, цветик-семицветик

  • Тестопластика — лепка из солёного теста. В средней группе в этой технике выполняются поделки «Угощение для кукол/друзей», «Гусеница». Солёное тесто — замечательная альтернатива пластилину, полностью натуральный материал. Воспитатель заготавливает тесто непосредственно перед занятием.

    Рецепт солёного теста: 1/2 ст. холодной воды, 1 ст. муки, 1 ст. соли Размешать до однородной массы.

    В солёное тесто можно добавить пищевые красители

Солёное тесто имеет обыкновение крошиться во время работы. Для деток 4–5 лет этот материал не назовёшь податливым. Поэтому к массе, полученной по классическому рецепту, я добавляю 1–2 столовых ложки растительного масла (без запаха). Тесто становится пластичнее.

Дифференциация заданий

В течение учебного года воспитатель оценивает эффективность занятий. В сентябре, январе и мае проводится мониторинг изобразительных способностей детей. Определяется уровень овладения практическими навыками для каждого воспитанника.

Практические навыки формируются и закрепляются неравномерно среди детей одного возраста. Это нормально. Задача воспитателя — создать благоприятные условия для развития каждого подопечного. Учитывая личностные качества и темп овладения приёмами лепки, педагог разрабатывает разноуровневые задания.

На занятии ребёнок получает новый опыт и положительные эмоции, задания подбираются по уровню развития

Таблица: примеры заданий разного уровня сложности

Критерий способностей Основное задание Усложнённое задание
Умение определять, из каких частей и форм состоит объект для лепки Слепить мухомор: ножка-цилиндр, конусообразная шляпка, белые точки. Слепить мухомор, закрепить на картонной основе, дополнить травинка/листьями/пеньком.
Скорость лепки Слепить утёнка: пластичным способом голову и туловище, добавить крылья и клюв. Слепить утёнка, при помощи стека сделать надрезы на крыльях и хвосте (перья), обозначить глаза.

Разноуровневые задания необходимы для того, чтобы каждый ребёнок проявил свои умения и почувствовал себя успешным

Простая лепка из пластилина для детей

  1. Лепите ягодки или зернышки для птички. Птичку можно нарисовать, а можно символически изобразить из куска пластилина. Достаточно сделать загогулинку из колбаски и вытянуть из нее «клюв». Потом такая птичка прыгает по столу и собирает на свою пластилиновую голову все ягодки.
  2. Солнышко – лепится “мазками” желтого цвета.
  3. Цветы — в центре желтая лепешка, вокруг которой лепим лепешки любого цвета.
  4. Салют – наклеиваем любые кусочки, колбаски, шарики и мазки на бумагу темного цвета.
  5. Из цветных колбасок можно «рисовать»: радугу, полоски у зебры, вазу в полоску, лучи солнца, стебли и лепестки у цветов и пр.
  6. Отпечатки на пластилине. Можно делать отпечатки крышками разной формы, пальчиками, старыми расческой или зубной щеткой. Можно вдавливать макароны или различные зернышки: гречка, горох и пр.
  7. Ролевые игры с пластилином. Можно слепить домик, машинку, кровать для куклы и много чего еще. Хорошо будет подключить к игре мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.
  8. Рисование пластилином по цветным шаблонам. Распечатать шаблоны можно из других наших материалов:
  • пластилиновые заплатки,
  • пластилинография,
  • рисование пластилином,
  • шаблоны для рисования пластилином.

Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх.

Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы.

Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами.

Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки.

Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей.

Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды.

Лепка из пластилина – игры для детей

  1. Отпечатки — раскатайте вашу массу для лепки и отпечатайте на ней ладошку малыша, пальчики, различные игрушки, небольшие предметы, листики растений, веточки, ракушки, камушки и т. д. Сравнивайте отпечатки, описывайте их словами.
  2. Катать и резать — детям интересно резать пластилин при помощи стеков, которые есть почти в каждом наборе. Поиграйте в кухню: скатайте шарики и колбаски, пусть это будут хлеб или овощи. Пусть ребенок нарежет их и сделает суп или бутерброды, покормите ими любимую игрушку.
  3. Найди предмет — спрячьте внутрь куска массы для лепки монету, пуговицу или мелкую игрушку и предложите ребенку найти ее. Малыши любят эту игру и готовы играть в нее бесконечно.
  4. Аппликация пластилином — заготовьте картинки, на которые будете клеить пластилин. Это могут быть контуры, которые нужно замазать пластилином нужного цвета, а может быть готовая картинка, на которой не хватает только нескольких деталей. Пусть ребенок сам отщипывает маленькие кусочки пластилина, приклеивает или размазывает на бумаге.
  5. Метод «налепа» — это что-то среднее между лепкой и аппликацией. В этом случае мама лепит, например, жирафа, а ребенок налепливает ему пятна. Так же можно украшать телефон кнопками, божью коровку точками, елку игрушками и т. д.

Что нужно для лепки

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п).

И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании.

Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

Уроки лепки из пластилина для детей по книгам

Вот подборка самых подробных и качественно иллюстрированных книг для детей с уроками лепки из пластилина:

  1. Елена Янушко “Многоразовые развивающие карточки. Лепка для малышей от 1 года до 2 лет“: 11 техник лепки с малышами и 80 уникальных заданий. На самом деле, интересно даже 5-летке! Рекомендую. Многоразовое использование особенно актуально при работе с пластилином!
  2. Елена Янушко: “Рисование и лепка для детей от 2 до 3 лет” Продолжение серии классных многоразовых карточек для творчества.
  3. Елена Ульева “Творческие задания. Раскрашивание, лепка, аппликация. Тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет“. Как ни странно, здесь задания гораздо проще, чем в многоразовых карточках для детей 1-2 от Е.Янушко.
  4. Московка “Я леплю из пластилина. Азбука лепки“. И минус, и плюс пособия в том, что это лепка уже не для малышей, а детей постарше. Подробная детализация каждой поделки. Фигуры лучше лепить на плоскости, то есть это рисование пластилином.
  5. “Школа семи гномов. Мастерская. Лепка. 5+“

Как вы считаете, лепка из пластилина для детей – обязательное занятие в дошкольном возрасте или ее легко можно заменить другим творческим средством?

Особенности лепки в детском саду

Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства.

Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения. Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством.

Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготовить ребёнка к школе.

Лепка в детском саду используется в качестве эстетического воспитания детей. Дошкольники способны на многое, их умения зависят от знаний и навыков, а также от возрастных особенностей. Учитывая детский возраст, формы предметов и образов в их творческих решениях, значительно упрощены. Например, человек или животное имеют круглую форму головы, цилиндрические формы конечностей и туловища. В основном больше уделяется внимания мелким, второстепенным деталям: плавники, уши, хвост, нос и т.д. Основная цель ребёнка создать не точный образ, а похожий, с которым можно поиграть. Чаще всего дети выбирают для лепки образы из знакомых животных, окружающих их или образы сказочных животных из книжных картинок.

В старшем дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать, что можно красиво слепить, а что лучше получится нарисовать или сделать из других материалов. В ходе занятий дети осваивают и другую форму лепки, когда для создания творческих работ используют природные материалы и другие подручные материалы, как для создания дополнительных аксессуаров для своих фигур, так и заменяя или дополняя основные их составляющие.

Существует три вида лепки, используемые в детских садах:

  1. Предметная лепка – ребёнок лепит отдельно взятый предмет. Для детей это удаётся порой легче, чем рисование. Здесь используется одна фигура или образ человека, животного или другого предмета, но быстрее и лучше у детей начинают получаться конструктивные или растительные предметы;
  2. Сюжетная лепка – изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы. Сюжетная лепка отличается от рисования, здесь нет второго плана на плоскости, удаления с уменьшением или приближения с крупным планом.

В лепке фигуры имеют более реалистичные размеры и не зависят от плоскости. В основном дошкольники изображают пару предметных образов, находящихся в статичном состоянии. Дети ещё пока не умеют передавать в своих творениях другие состояния образов и не любят разворачивать сюжеты. Детям для игры достаточно двух персонажей, с которыми они будут играть и даже общаться. В общении двух персонажей наблюдается сюжетный эпизод, который придумывает сам ребёнок по ходу действия. Уже в ходе развития событий и приобретения большего интереса, ребёнок начинает разворачивать сюжет и обогащать его при помощи новых персонажей и предметов.

Наряду с игрой и увлечением сюжетная лепка это очень трудоёмкий процесс для ребёнка. Ребёнку предстоит слепить несколько персонажей, разместить их согласно замыслу и дополнить сюжет окружающими предметами. Это полноценная композиция, представленная на определённой платформе.

В представлении ребёнка, на начальном этапе, платформа для них обычная плоскость, на которой ставятся предметы, их не озадачивает то, как должен выглядеть низ, внимание концентрируется только на самих образах.

Эта задача стоит именно перед воспитателем любой группы детского сада. Он должен научить детей оформлять композицию целиком: и делать объёмную подставку с декоративными элементами, и логически правильно размещать предметы на подставке.

Например, на подставке вылеплен грунт, трава, цветы, норка, где живёт лиса или мышка, дерево с белкой. Композиция должна быть похожа на сюжет из сказки или окружающей реалии. Композиция это не только отдельно взятые образы, но взаимосвязь их действий между собой. Сюжетная лепка посильна только дошкольникам средних и старших групп, в связи с её многосторонним разнообразием, а для этого нужен необходимый багаж знаний и представлений.

3. Декоративная лепка – напрямую связана с эстетическим воспитанием дошкольников, так как воспитатель знакомит и учит их с творчество народных мастеров различных культур. Лепка сопровождается росписью по изделиям. Детям это не только нравится, но и расширяет их культурные знания и мир фантазий. Дошкольникам нравятся замысловатые сосуды, предметы быта, посуда с яркой краской и неповторимым внешним видом.

Старшие дошкольники, после тренировок с воспитателем способны сами создавать декоративные изделия, с которыми можно и играть и даже использовать как предметы дизайнерской мысли для украшения комнаты, или просто как сувениры.

Дети при помощи декоративной лепки учатся мыслить, планировать и создавать эскизы своих замыслов. Дошкольников надо учить видеть красоту своими глазами. Обычная солонка, кружка или ваза в руках ребёнка по замыслу и воплощению его в жизнь, могут превратиться в лебедя, растение, может стать просто декоративным произведением искусства. Обычный пластилин, глина и дополнительные аксессуары дошкольники используют для того, чтобы незаурядную вещь, превратить в нечто прекрасное. В ходе своих работ дети не только учатся лепить, но и правильно держать и использовать различные инструменты.

Помимо всех перечисленных достоинств, лепка из пластилина развивает гибкость, чувствительность и моторику пальцев ребёнка.

Ссылка на основную публикацию
Похожее