Досуг на природе принимает разные форматы в зависимости от предпочтений путешественников, ищущих приключений и незабываемых впечатлений. Среди популярных развлечений законное место занимают сплавы на катамаранах.
Катамаран для сплавов по реке – среднее по габаритам двухкорпусное плавательное средство.
Катамаран имеет ряд преимуществ перед другими средствами передвижения по воде:
— удобство транспортировки;
— простота сборки;
— значительная грузоподъемность;
— высокая устойчивость.
Существует несколько видов, выбирать из которых стоит с учетом целей и предполагаемых трудностей:
— парусные;
— плёсовые и экспедиционные;
— туристические и спортивные.
Катамаран. Виды и характеристики. Отличие от яхты и особенности
Катамаран – это судно, имеющее две палубы, соединенные между собой мостом в единую конструкцию. Хотя иногда палуба может и отсутствовать — ее заменяет металлическая сеть (как правило, это характерно для спортивных катамаранов). Название плавсредства относится к одному из диалектов населения южной Индии — словом «каттумарам» называли два связанных между собой бревна.
История создания
Первые приспособления, напоминающие современный катамаран, появились не одну тысячу лет назад. Их использовали жители Океании, а также римляне, устанавливая на них лестницы для штурма вражеских крепостей.
В переводе с полинезийского языка катамаран означает «плот». Родина таких судов — побережье Индии. Рыбаки Мадраса издревле вязали (и продолжают делать это до сих пор) устойчивые и легкие плоты из трех-девяти бревен под парусом. Бревно по центру — самое толстое, его нос заострен и приподнят вверх, что делает плот похожим на пирогу. Индийцы виртуозно управляют таким судном, плавают на нем при любой погоде и даже перетаскивают его через песчаные наносы в устьях рек.
Судно из двух одинаковых бревен под парусом первоначально развивало скорость до 37 км/ч. После многочисленных разработок и модификаций появился моторный вариант. Причем эксперименты по созданию такого плавсредства проводились почти одновременно в Англии и в России. В 1834 г. на Неве был спущен на воду двухкорпусный катер для водных прогулок.
Катамараны применялись только для прогулок почти 50 лет, до тех пор, пока в 1874 г. не появился паром под названием «Каталея». На нем перевозили через Ла-Манш грузы и пассажиров. В 20 в. разработчиками катамаранов была проделана грандиозная работа и производство этих судов приобрело массовый характер, было создано множество видов и конструкций. В настоящее время катамараны — это распространенные суда, пользующиеся большим спросом и выполняющие не одну функцию.
Катамаран сегодня
Сейчас катамараны встречаются повсеместно. Особенно часто их можно увидеть у водоемов, где их используют для прогулок и развлечений. Обычно такие судна оснащены педалями, поэтому быстрой скорости они не развивают.
Активно распространяются также яхты-катамараны — быстроходные судна, способные разгоняться до 250 км/ч. Они имеют и парус, и мотор, бывают серийными и изготавливаются под заказ. Материалами служат алюминий, сталь и многокомпонентные составы. Именно такие катамараны обусловили появление водно-моторной Формулы 1 — новой спортивной дисциплины.
Отличия катамарана от яхты
Катамаран часто причисляют к яхтам, поскольку яхтой обычно называют все плавательные средства, используемые для отдыха на воде. Однако это совершенно разные судна, имеющие существенные отличия:
- Во-первых, большие катамараны в 2 раза вместительнее яхт, поскольку в обоих их поплавках могут оборудоваться различные помещения.
- Во-вторых, катамараны устойчивее яхты при волнении воды, что достигается большей площадью. Поэтому он подходит для путешествий даже тем, кто страдает морской болезнью.
- В-третьих, катамараны более безопасны в мелководье, поскольку его киль не так глубоко опускается в воду по сравнению с яхтой. А это придает судну большую проходимость и открывает новые возможности для прогулок там, где невозможно плыть на яхте.
Виды катамаранов
Различия конструкций тех или иных катамаранов обусловлены, прежде всего, их предназначением и способом перемещения. Поэтому выделяют три разновидности плавсредств:
- Моторные.
- Парусные.
- Сплавные.
Моторные катамараны
Название говорит само за себя — такой катамаран движим мотором по тому же принципу, что и моторная лодка. Его основное достоинство — хорошая скорость, что обусловило большую популярность этого судна и постоянное увеличение спроса на него.
Конструкция моторного катамарана проста: два корпуса с мостом посередине и мотор, приводящий плот в движение. Он идеально подходит для морских и речных туристических поездок, для рыбалки и строительства разных водных сооружений. На них часто организуют плавучие кафе, рестораны и временные причалы.
Основные характеристики моторных катамаранов:
- Остойчивость. Этот показатель значительно выше, чем у однокорпусных плавсредств. Это обеспечивется за счет того, что подъемная сила распределяется по краям судна за счет его двойного корпуса. Этим же достигается более плавное и устойчивое движение. Набирая скорость, катамаран приподнимается и между его корпусами образуется подушка из воздуха. В длительных путешествиях хорошая остойчивость создает очень комфортные условия сна и приготовления пищи. При этом площадь соприкосновения с водой не так велика, как у однокорпусных, и, как следствие, не возникает избыточного расхода топлива.
- Полезное пространство. Его на катамаране достаточно — как внутри корпусов, так и на палубе. Всю площадь под палубой можно оборудовать под каюты, кладовые и т.п. Сам корпус судна не имеет сужения и поэтому в его носовой части тоже много места.
- Экономичность. По сравнению с однокорпусными яхтами катамарану требуется немного больше топлива при выходе на глиссер, но потом его расход значительно уменьшается.
- Грузоподъемность. Хорошая остойчивость катамарана позволяет ему перевозить большое количество пассажиров или грузов, не теряя при этом своей управляемости. На этой особенности основано широкое применение катамаранов-паромов.
- Маневренность.Это свойство обеспечивается наличием двух моторов и позволяет удачно пришвартовываться к берегу в любую погоду. А кроме того, запасной двигатель повышает безопасность судна.
- Защищённость от брызг. Узкие корпуса катамарана создают минимальное количество брызг при движении по воде.
- Хранение. Никаких особых условий не требуется — судно достаточно поставить на блоки. Да и найти место у причала несложно за счет небольшой ширины.
Как подобрать мотор для катамарана?
По сравнению с лодочным мотор для катамарана требуется гораздо слабее, а значит он легче и потреблять будет меньше бензина.
Обратите внимание!
-
Держатели для спиннинга на лодку — обзор моделей, способы изготовления своими руками, советы по выбору и применению (120 фото)
-
Тюнинг лодки — особенности улучшения лодки. Обзор лучших идей и видео советы как усовершенствовать лодку своими руками (140 фото)
-
Насосы для лодок — рейтинг лучших моделей и производителей. 145 фото и видео работы различных насосов
Хотя моторы ставят на более крупных катамаранах, тем не менее даже одноместный катамаран для рыбалки способен на себе нести мотор.
Катамараны: все виды, фото, история создания и многое другое
Катамаран – это двухпалубное судно, которое, как правило, должно быть соединено в единый корпус специальным мостом. В некоторых спортивных вариантах этого судна палуба вообще отсутствует, вместо нее устанавливается металлическая сеть.
Само слово катамаран происходит от одного из диалектов дравидийского языка, распространенного в южной Индии, изначально произносилось как каттумарам, что буквально обозначало связанные между собой бревна.
Такое плавсредство появилось еще в глубокой древности. История помнит подобные катамарану суда, которые использовались еще несколько тысяч лет назад. Наибольшее распространение катамараны тогда получили в странах Океании, также использовались и европейскими народами, например, римлянами при осадах, на них дополнительно устанавливали лестницы для штурма.
Но со временем такие плавательные суда утратили популярность ввиду сложности при изготовлении и постоянных проблем с обеспечением устойчивости и прочности на волнах. Поскольку в качестве морских судов катамараны не оправдывали себя, их стали строить в основном для использования на внутренних водоемах, реках, озерах и т.д.
Катамараны сегодня
В настоящее время катамараны можно встретить практически во всех уголках мира, в основном, в качестве развлечения для туристов на водоемах. Чаще всего это педальные катамараны, которые не могут развивать большой скорости. Такой водный транспорт продолжает активно развиваться и все большую популярность набирают яхты-катамараны, основными материалами для их изготовления являются:
- алюминий;
- многокомпонентные материалы;
- сталь (морская).
Такие яхты делятся на серийные и индивидуальные, последние изготавливаются под заказ и могут быть укомплектованы исходя из предпочтений заказчика. Это позволяет отнести такие яхты-катамараны к люксовой категории. Подавляющее большинство таких судов имеют парусно-моторное снаряжение.
Типичные ошибки
Прямые гребки
Чрезмерный наклон вперед при подготовке к гребку. Плоскость проводки не перпендикулярна поверхности воды. (В результате — судно смещается в сторону от оси, гребок получается поверхностным, несильным.) Гребля руками, причем согнутыми, а не телом. «Лечится» продолжительной греблей, когда из-за высокой степени мышечного утомления происходит рационализация движений. Гребок продолжается сзади корпуса гребца.Узкий хват. Эта ошибка часто встречается при выполнении всех гребков.
Дуговые гребки
При выполнении табана пытаются развернуть судно, делая проводку нижней рукой, без опоры на бедро. Получается несильный, неэффективный гребок.
Подтяг
Выполняют, держа верхнюю руку над головой или за головой, не разворачивают плечи к рабочему борту. В таком положении можно сделать только короткое и несильное движение туловищем.
Движение по реке
Основная и часто распространенная ошибка при преодолении препятствий — когда начинают грести в нужную сторону не выставив катамаран. В результате: тратится много сил и драгоценного времени на неправильные и ненужные действия, судно разворачивается не в нужную сторону, не смещается в нужную. · Обратная ошибка: нос катамарана выставлен, надо смещаться прямыми гребками, а гребец в зависимости от ситуации: а) вообще не гребет, б) продолжает выполнять гребки управления. В результате в прижиме отгребаются от препятствия, когда надо уходить вниз по струе, смещаясь по ней под некоторым углом от прижима, при чалке пытаются притянуть кат к берегу по кратчайшему расстоянию, подставляя борт под струю. Катамаран при этом не заходит в улов, а смещается ниже, под угрозу ставится возможность чалки. · Пороги на катамаране проходятся не по струе. Часты случаи, когда кат уводят со струи, чтобы выйти на неё уже перед самим препятствием. При этом может получиться аварийная ситуация: кат не всегда удается вывести на струю, выйдя на струю надо устанавливать правильный угол, мало времени и места на набор скорости. Тратится много сил и времени занятие катамараном правильного положения в струе. · Страховка выставляется в пороге. Человек, находясь в нестабильном положении, не осмотревшись, не может взятьспасконец, а кат-спасатель рискует проходить оставшуюся часть порога как бог на душу положит, да ещё одному из экипажа приходится держать, помогать, контролировать спасаемого. · Человек со спасконцом ставится в месте, где не может перекрыть струю веревкой.
Катамараны. История и разновидности
Катамаран – это судно, состоящее из двух плавающих баллонов, соединенных жесткой рамой. История развития катамаранов начинается с далекого прошлого. Древние египтяне и племена Амазонки использовали деревянные судна подобной конструкции. Эти катамараны прекрасно подходили для перевозки грузов и людей. Катамараны были достаточно тяжелы и неудобны в управлении, однако обладали потрясающей устойчивостью на воде. Ниже на фото представлен древний катамаран, найденный на одном из островов в Индийском океане.
Конечно же, современные катамараны существенно отличаются от изображенного на фото «чуда судостроения». Они состоят из надувных баллонов и жесткой металлической рамы. В СССР был распространен парусный надувной катамаран «Простор». Их было продано почти десять тысяч штук. Надувной катамаран «Простор» был отличным решением в то время, он обладал высокой скоростью и манёвренностью. Но все же, «Просторы» имеют несколько существенных недостатков, хотя многие из них исправляются модернизацией.
Одним из главных недостатков являются стандартные баллоны. Они сделаны из полностью устаревших материалов, которые не соответствуют современным требованиям безопасности катамаранов. Мы настоятельно советуем заменить стандартные баллоны катамарана «Простор» на более надежный и удобный аналог из ПВХ.
Наши баллоны для катамарана «Простор» сделаны из многослойной лодочной ПВХ ткани с применением двухкомпонентных промышленных клеев. Они имеют увеличенный объем и по два независимых отсека. В случае повреждения одного или даже двух (с разных сторон) из них вы сможете продолжить движения и добраться до берега в безопасности. Другим недостатком катамарана «Простор» являлся его вес.
Как и другие вещи, произведенный в СССР катамаран имел большой вес – около 80 кг, а с ПВХ баллонами все 90 кг. Однако при удобном подъезде к воде и наличии машины это не является серьезным неудобством. Все же не стоит так критиковать катамаран «Простор». Ведь это спортивное судно, которое не раз побеждало в регатах. Его баллоны имеют особую форму, которая позволяет развивать высокую скорость. В итоге катамаран «Простор» является неплохим первым парусным катамараном.
В этой статье хочется рассказать немного об истории развития надувных катамаранов «Мастеркат». Наши катамараны прошли долгую историю развития от простых маленьких баллонов в рюкзаке до серьезного моторного судна с огромной палубой. Технологии производства постоянно совершенствовались, а сами катамараны получали новые возможности.
Катамараны «Мастеркат» являются особым видом катамаранов. Первые модели были сделаны в 2005-2007 году. Они имели простую конструкцию и малый вес. Испытания некоторых моделей проходили во время вело-пеше-водного похода в 2008 году на Приполярный Урал. Вес катамарана двойки был всего лишь 8кг. Это позволяло добираться до реки на велосипедах с преодолением перевалов и сплавляться на катамаране по течению.
Одна из первых моделей катамаранов «Мастеркат». Катамаран двойка вес всего 8кг
К 2009 году были сделаны два новых надувных судна совершенно другой конструкции. Плоский катамаран четверка и узкий тримаран. Испытания проходили на реке Кереть и на Белом море. Плоский катамаран отличается от обычного катамарана уменьшенной осадкой в воде и общей высотой. Баллоны с напряженной продольной перемычкой обеспечили нужную осадку и высоту. Эти баллоны позволяли не подкачивать целый отсек в случае повреждения соседнего, так как напряженная перемычка не растягивается, и давление в целом баллоне остается в норме. Так же даже полная потеря одного из двух отсеков в баллоне не повредит ходу катамарана, сохранит его горизонтальное положение и геометрию. Уменьшение осадки увеличило маневренность катамарана и его ходовые характеристики.
Какие бывают катамараны?
Рассматривая самые разнообразные катамаранов можно выделить следующие:
Надувной катамаран для рыбалки. Такие катамараны обычно небольшие по своим размерам и легко складываются в рюкзак. Как правило, они рассчитаны на одного человека и позволяют рыбаку добраться до самых недоступных частей водоема.
Катамараны с жесткими баллонами. Как правило, перевозятся на прицепах автомобилей и имеют гораздо большую грузоподъемность. Зачастую на них устанавливаются моторы, позволяющие этим судам развивать приличную скорость.
Катамаран моторный: описание, плюсы, минусы
Чем моторный катамаран отличается от других плавсредств? Так называют судно, стоящее на двух (реже трех) поплавках, соединенных между собой общей частью — мостом. Стандартные пассажирские решения имеют верхнюю палубу на всю ширину соединяющей части. Также бывают варианты, когда плавучие части соединяются между собой простыми металлическими балками.
Такая конструкция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но куда именно отнести такое судно: к плохим или хорошим решениям — предоставим решать читателю. А пока коснемся истории создания.
История
В переводе с полинезийского катамаран — это… «плот». Скрепленное из нескольких бревен определенной толщины, такое плавсредство при наличии паруса могло развивать скорость до 20 узлов (37 км/час). Различные испытания привели к тому, что крайние бревна стали толще и средняя часть стала подниматься над водой. Так появился тип корабля, известный сейчас как катамаран. Моторный вариант возник много позже в Европе. Опыты такого плана начались в Англии еще в 17 веке. Были такие разработки и в Российской империи. Первое судно спустили на воду в 1834 году — это был катер о двух корпусах для прогулок по Неве. Почти полвека эти суда выполняли только прогулочную роль, пока в 1874 году не появилась «Каталея» — паром-катамаран, осуществлявший перевозки через Ла-Манш. Примечательно, что судно могло взять на борт до 1000 человек. Но настоящее развитие многокорпусные суда получили только в 20 веке.
На основе такого принципа сейчас собираются военные, грузовые, транспортные корабли и даже гоночные яхты. Впрочем, последние зачастую относятся к типу «парусно-моторный катамаран» благодаря дополнительной оснастке.
Лучшие катамараны для отдыха большой компанией.
Одна из узнаваемых особенностей катамаранов, доставляющая удовольствие и взрослым, и детям, — натянутая между двумя корпусами сетка, на которой так удобно загорать и спать над водой. В представленном нами топе катамаранов только на Bali 4.1 производители решили отказаться от этой идеи, заменив ее на лаунж-зону с диванами и лежаками жесткой конструкции.
Лаунж-зона на катамаране Bali 4.1
На катамаранах Astrea 42, Dufour 48 и Saona 47, помимо сетки, производители добавили удобные лежаки, которые легко регулировать. Но первое место по оборудованию бака для релакс-отдыха получает парусный катамаран Sunreef 50, чей дизайн вызывает восхищение. Получилась шикарная платформа с диванами, столиками и сетками-гамаками в обрамлении проходов из тика.
Релакс-зона на парусном катамаране Sunreef 50
Часто катамараны выбирают для семейных круизов с детьми и пожилыми людьми. Во-первых, по ним удобнее перемещаться даже во время движения, легче подниматься на борт и спуститься в каюты. Катамаран Saona 47 по этому параметру можно считать идеальным. Платформа для купания или надувной лодки динги расположена так близко к воде, что никаких препятствий для плавания не остается. Но такое приспособление есть не на всех катамаранах, а только на Dufour 48, Sunreef 50, Saona 47, Leopard 50 и Astrea 42, что нетипично для катамарана такого размера.
Если вы собираетесь арендовать катамаран большой компанией, то важно не только количество кают на борту, но и просторность открытых и закрытых зон для отдыха. Из парусных катамаранов до 42 футов длиной хорошей вместительностью отличаются Lucia 40 и Astrea 42. Несмотря на свой компактный размер, это вместительные яхты, где хватит места всем. Камбузы с холодильными камерами везде спланированы довольно логично, исключение — Nautitech Open 40, где эргономика явно хромает. А вот катамаран Bali 4.1 приятно удивляет. Его французским создателям удалось вписать в интерьер даже большой двухкамерный холодильник, какой встречается обычно на больших катамаранах.
Кухня на катамаране Sunreef 50
Кухня на Sunreef 50 — это настоящий шедевр, достойный для кулинарных шоу с участием лучших шеф-поваров.
Описание и особенности
Основным отличием катамарана от обычной моторной яхты является наличие двух корпусов. Благодаря этому основная подъемная сила такого судна концентрируется не в центре, а по бокам, что делает его более остойчивым. Удачно сконструированный мост (соединяющий две части) позволяет брызгам при быстром движении уходить под него, что, в свою очередь, увеличивает скорость судна.
Также нужно упомянуть, что внутреннее пространство катамарана значительно больше, чем у обычного однокорпусного варианта. Кроме того, можно отметить более рациональное использование носовой части, так как судно к носу не зауживается.
Следующее, на что можно обратить внимание, это маневренность, которой обладает катамаран. Моторный катер, особенно в ветреную погоду, развернуть не так просто. Благодаря паре двигателей по сторонам широкой кормы, катамаран можно развернуть практически на месте.
Однако наличие двух двигателей — это не только дополнительный, «запасной» вариант. Это удар по экономичности. Но данный минус также является и плюсом. Большой катамаран-паром способен развивать скорость свыше 20 узлов, чего просто нереально достичь на однокорпуснике. Следует отметить, что при этом загрузка судна практически не имеет значения.
Владельцы катеров знают, что для подъема на берег судну потребуется стойка-тележка определенной формы. Катамаран можно просто поставить на блоки. Наличие двух корпусов будет достаточно устойчивой опорой.
Материал для катамарана
Наиболее популярным среди рыбаков является катамаран ПВХ для рыбалки.
Основной задачей является изготовление ПВХ баллонов способных выдерживать достаточно большое давление примерно 300 мбар.
Для этого используют достаточно плотный ПВХ с плотностью примерно 800 г/кв.м.
Благодаря таким баллонам можно сделать не только прочный, но и грузоподъемный катамаран, на котором может разместится более двух рыбаков.
Разновидности
Паромные переправы — хоть и самое частое, но далеко не единственное место, где нашел свое применение катамаран. Моторный двухкорпусный вариант используется в океанографии. Свое применение он находит и в портах — например, как плавучий кран. Нельзя забывать и о такой области, как туризм. Именно последнему посвящена разработка, названная Helicat.net. Это тоже катамаран, однако необычный. По своим внешним очертаниям этот «кот» напоминает вертолет. Масса без моторов — 750 кг, с моторами — тонна. Кроме водителя, в салоне могут разместиться два пассажира. Взлететь он не сможет, но прокатить с ветерком — вполне. Ведь один из предлагаемых моторов для этого судна развивает 69 км/час.
Но существуют и другие варианты. Например, российские разработчики создали надувные моторные катамараны. Конструкция такого судна состоит из пары гондол-поплавков, которые соединяются между собой металлическими балками, на основе которых собираются мост и верхняя палуба. Надувные разработки есть не только у России, и некоторые их них достойны были бы отдельного разговора.
Можно ли сделать катамаран самостоятельно?
Если катамаран такое удобное средство для рыбалки, то возникает вполне резонный вопрос: а возможно ли создать самодельный катамаран для рыбалки своими руками.
Опыт многих рыбаков подсказывает, что это возможно. Тем более многие из них гордятся своими катамаранами и выставляют их фото в социальных сетях.
Давайте посмотрим какие материалы подойдут для создания самодельного катамарана.