В мореплавании существуют не только традиционные корабли, но и удивительные суда с необычной формой, конструкцией и назначением. В этой статье представлены самые необычные корабли, когда-либо бороздившие океаны и моря. Вы узнаете об их уникальных особенностях, исторических корнях и значении для морской индустрии. Статья будет полезна тем, кто интересуется морской историей, инженерией и культурой, а также тем, кто хочет расширить свои знания о нашем мире.
Самый большой
Когда речь заходит о крупных судах, на ум сразу приходит знаменитый «Титаник». С момента его трагической судьбы прошло более ста лет, и в наше время размеры «Титаника» уже не производят впечатления. Однако одно осталось неизменным: столь огромные корабли не востребованы в мореплавании, кроме как в туристической сфере.
На сегодняшний день самым большим судном является круизный лайнер «Oasis of the Seas». Его размеры действительно впечатляют: длина составляет 360 метров, а ширина — 72 метра. Лайнер был спущен на воду осенью 2009 года и до сих пор занимает первое место в списке самых больших плавсредств. Это неудивительно, ведь на его строительство компания-производитель потратила 1,24 миллиарда долларов. Ни одна другая компания в ближайшее время не рискнет на такие крупные инвестиции. Обслуживание такого гиганта обходится весьма дорого: за краткосрочную стоянку в порту необходимо заплатить около 230 тысяч долларов, и не каждый порт способен принять это судно по техническим причинам.
«Oasis of the Seas» называют плавучим городом. Он способен одновременно разместить 8470 человек, из которых 2160 составляют члены экипажа, ведь для обслуживания такого огромного лайнера требуется множество работников. Более 6000 пассажиров могут наслаждаться отдыхом на его палубах.
Инфраструктура лайнера включает в себя несколько развлекательных зон, четыре бассейна с общим объемом 23 тысячи литров воды, огромный парк, где часто звучит живая музыка, 10 SPA-центров, салоны красоты и многое другое. Этот плавучий остров отличается зелеными насаждениями: на его борту высажено более 10 тысяч растений, включая крупные экзотические деревья. Каждый раз, когда «Oasis of the Seas» приходит в новый порт, он вызывает восхищение и удивление у местных жителей, которые приходят на причал, чтобы полюбоваться этим необычным гигантом.
Эксперты в области судостроения отмечают, что необычные корабли становятся все более популярными благодаря своим инновационным технологиям и уникальному дизайну. Такие суда, как подводные яхты и парусники с автоматизированными системами управления, привлекают внимание не только любителей морских путешествий, но и инвесторов. Специалисты подчеркивают, что использование экологически чистых материалов и альтернативных источников энергии в конструкции необычных кораблей способствует устойчивому развитию морского транспорта. Кроме того, такие проекты часто становятся предметом обсуждения на международных выставках, где демонстрируются последние достижения в области морской инженерии. В результате, необычные корабли не только расширяют горизонты для путешественников, но и задают новые стандарты в судостроении.

С ног на голову
Одним из самых необычных кораблей в мире по праву считается океанографическая платформа Флип. Идея о создании настолько нестандартного судна родилась в Калифорнийском университете при лаборатории океанографии и исследования морей. Интересная мысль пришла в головы учёным Фишеру и Списсу, которым необходимо было устойчивое и тихое судно для подробного изучения распространения звуковых волн в глубинах морских вод.
Необычная конструкция представляет собой палубу в 108 м длиной, под которой имеется большое количество узких отсеков, способных наполнятся водой. Когда Флип наполнен воздухом, он сохраняет естественное горизонтальное положение, но при необходимости в резервуары набирают воду, оставляя воздух только в верхней части, за счёт чего бакен переворачивается, погружая большую часть под воду, и превращается в гигантский поплавок, плавающий на поверхности морской глади.
Реализация такого плана требовала внушительной суммы, но правительство поддержало идею, и в 1962 году корабль был впервые спущен на воду. Для того, чтобы сохранять тишину и бесшумность – основные условия успешного исследования звуковых волн в воде, Флип не оснащён двигателем. Самостоятельно перемещаться это необычное судно он не может, поэтому в нормальном горизонтальном положении буксируется к месту исследований, где всего за 28 минут погружает большую часть под воду. В таком состоянии бакен может находится столько времени, сколько необходимо учёным для работы. Он очень устойчив, ему не страшны бури и штормы.
Уже во время первого раза, когда Флип был спущен на воду, стало понятно, насколько удачной была такая идея. Благодаря этому нестандартному океанографическому судну удалось получить массу знаний о перемещении воды в океане, возникновении и распространении штормовых и сейсмических волн и т.д. За время эксплуатации благодаря данным, полученным на Флипе, проведено огромное количество открытий и исследований.
| Название корабля | Особенность | Назначение |
|---|---|---|
| Катер на подводных крыльях | Высокая скорость за счет подъема корпуса над водой | Пассажирские перевозки, военные операции |
| Экраноплан | Летает над поверхностью воды на “воздушной подушке” | Транспортировка грузов и пассажиров, военные цели |
| Судно-катамаран | Два параллельных корпуса, соединенных платформой | Пассажирские перевозки, яхты, исследовательские суда |
| Судно-тримаран | Три параллельных корпуса | Скоростные яхты, гоночные суда |
| Корабль-полупогружной | Часть корпуса находится под водой, часть над водой | Исследовательские суда, платформы для запуска ракет |
| Корабль-ледокол | Усиленный корпус для прохождения через лед | Проводка судов, научные исследования в Арктике/Антарктике |
| Корабль-амфибия | Способен передвигаться по воде и по суше | Военные десантные операции, спасательные работы |
| Корабль-робот (автономный) | Управляется без экипажа, с помощью ИИ | Исследования океана, мониторинг, военные задачи |
| Корабль-музей | Историческое судно, переоборудованное в музей | Сохранение морского наследия, образовательные цели |
| Корабль-госпиталь | Оборудован для оказания медицинской помощи | Гуманитарные миссии, помощь при стихийных бедствиях |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о необычных кораблях:
-
Корабли-призраки: Существуют случаи, когда корабли находились в море без экипажа и без видимых причин. Один из самых известных примеров — “Синяя лента” (Mary Celeste), найденная в 1872 году в Атлантическом океане с полностью уцелевшим грузом, но без единого человека на борту. Причины исчезновения экипажа до сих пор остаются загадкой.
-
Корабли-музеи: Некоторые корабли, которые когда-то служили в военно-морских силах, теперь превращены в музеи. Например, авианосец “Мидуэй” в Сан-Диего, США, стал музеем, где посетители могут узнать о морской авиации и истории военно-морского флота.
-
Подводные корабли: Существуют подводные лодки, которые могут не только погружаться, но и выходить на поверхность как обычные корабли. Например, подводная лодка “Нарвал” (Narwhal) была разработана в 1950-х годах и могла действовать как подводный, так и надводный корабль, что делало её уникальной в своём роде.

Грузовик
Каждый корабль имеет своё предназначение. Некоторые из них созданы для комфортных путешествий по тёплым морям, в то время как другие выполняют более трудовые функции. Корабль Dockwise Vanguard, безусловно, относится ко второй категории. Его основная задача заключается в транспортировке как крупных, так и мелких грузов. Производителем этого судна является компания Dockwise Shipping, которая заказала проект у группы Hyundai.
Создатели этого судна охарактеризовали его как «грузовик для кораблей», поскольку по грузоподъёмности Dockwise Vanguard не имеет равных среди морских гигантов в мире. Судно было спущено на воду в феврале 2013 года, и его первоначальная грузоподъёмность составила 56 тысяч тонн, что лишь половина от максимального объёма, который оно может перевозить. Экипаж состоит из 60 человек, которые профессионально управляют и обслуживают Dockwise Vanguard.
Для погрузки других судов или тяжёлых грузов используется уникальная технология: специальные отсеки заполняются водой, что позволяет погрузить борт на 9,5 метров ниже стандартного уровня. После этого на него устанавливается груз. Даже при полной загрузке Dockwise Vanguard способен двигаться со скоростью 14,4 узла, что является отличным показателем для судна такого класса.
С помощью Dockwise Vanguard был возвращён на родину лайнер «Коста Конкордия», который потерпел крушение у берегов Тосканы в 2012 году. Этот лайнер значительно превосходил «Титаник» по размерам, но, к сожалению, разделил его печальную судьбу. Справиться с буксировкой такого гиганта смог только настоящий тяжеловес, каким и является Dockwise Vanguard.
Корабль-ножницы
Самые интересные изобретения происходят на стыке наук. Ещё раз это известное правило подтвердили немецкие конструкторы, спроектировавшие необычный корабль для очистки морских вод от нефти под названием Bottsand (Тип 738). В основе разработки положены исследования, направленные на борьбу с экологическими проблемами по загрязнению океана нефтяными пятнами, которые становятся с каждым годом всё актуальнее.
До места экологической катастрофы Bottsand следует как любой обычный корабль, но достигнув своей цели проходит необычную трансформацию: его борт разделяется на две равные половины, которые представляют собой стороны треугольника с углом 65°. Конструкция действительно напоминает лезвия ножниц. Двигаясь на пятно, внутрь такого «треугольника» попадает загрязнённая вода, которая специальной системой закачивается в специальный внутренний отсек. В отсеке может уместиться 790 м3 морской воды, которые проходят многокомпонентную очистку, отфильтровывая нефть и выпуская чистую воду назад в море.
Производительность фильтрации составляет 140 м3, то есть за сутки очищается уже 3360 м3. При постоянной работе такие необычные «очистители» смогут значительно уменьшить вред, нанесённый природе. Главное ограничение заключается в том, что толщина нефтяного покрова не должна превышать 2 мм, но большинство нефтяных пятен соответствуют этому параметру. Для предотвращения масштабного экологического бедствия было предложено использовать Bottsand в Мексиканском заливе после известной катастрофы.

Великая «Айова»
Многие люди склонны называть любые военные корабли линкорами, не осознавая, что последним настоящим линкором с богатой историей стал головной корабль «Айова», который был спущен на воду в 1942 году. Этот корабль был разработан и построен для сопровождения крупных авианосцев, активно использовавшихся во время Второй мировой войны.
В 1943 году «Айова» вступила в боевые действия и с тех пор по сей день сохраняет статус самого быстрого, мощного и крупного линкора, участвовавшего в военных операциях. Он дважды выводился из активной службы и дважды возвращался обратно, что произошло в 1951 и 1984 годах. Кроме участия в боевых действиях, «Айова» также сыграла важную роль, перевозя президента Рузвельта на Тегеранскую конференцию союзников в 1943 году и вернув его обратно.
За свою историю линкор был удостоен 11 наград: девяти боевых звёзд за достижения во время Второй мировой войны и двух – за действия в ходе войны в Корее.
Однако судьба этого уникального боевого корабля включает не только героические моменты. В 1989 году на борту произошёл неожиданный взрыв заряда главного калибра, в результате чего погибли 47 моряков. «Зачистка» на корабле прошла слишком быстро: башни были немедленно перекрашены, а обломки убраны, что оставило причину инцидента невыясненной. Существовала версия о том, что один из моряков поджёг заряд с намерением покончить с собой, но командование быстро отвергло эту гипотезу.
После этого инцидента в 1990 году линкор «Айова» был выведен из активной службы. В 2012 году он был преобразован в музейный корабль, который ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира. В трюмах и отсеках всё осталось в том виде, в каком было во время службы «Айовы», и все посетители отмечают, что испытывают особое волнение, находясь на экскурсии по этому кораблю-музею.
Камуфляж
В начале прошлого века модным течением в художественном искусстве стал кубизм. Его родоначальники – Пикассо и Бракк – даже представить не могли, что необычное веяние подхватит кораблестроение, а конкретнее – военно-морская отрасль. Военные инженеры в 1915 году решили, что однородная окраска выделяет корабль на общем фоне, поэтому были выпущены суда с камуфляжной окраской в стиле кубизма.
На данный момент подтверждений тому, что камуфляжная окраска действительно пригождается для маскировки в военно-морских действиях, нет, но идея нашла отклик и применение в другой отрасли. Европейские производители решили, что такой ход будет прекрасным механизмом для завлечения туристов на экскурсионные и круизные лайнеры. В 1996 году в Финляндии был построен уникальный корабль «Аида», который должен был обеспечить пассажирам клубный отдых в круизе. Чтобы подчеркнуть развлекательную направленность, на боковых поверхностях борта был выполнен красочный рисунок. Его автором стал немец Феликс Бюттнер, изобразивший задорную волну в форме змейки с весёлыми глазами и стрелками.
Туристы по достоинству оценили такое новшество, поэтому отдых на «Аиде» пользуется большим успехом. В своих круизах лайнер посещал и Россию. С 2001 года он был переименован в «AIDAcara». Такая «весёлая» версия круизного лайнера была настолько успешной, что через несколько лет после первой версии компания запустила целую линейку подобных судов с рисунками на борту. Волна теперь стала ещё длиннее, а радость туристов – сильнее.
Подводный отель
Подводные отели представляют собой уникальные архитектурные сооружения, которые позволяют гостям наслаждаться красотой морских глубин, не покидая комфорта своих номеров. Эти необычные гостиницы находятся на дне океана или вблизи поверхности и предлагают захватывающие виды на подводный мир, включая коралловые рифы, экзотических рыб и другие морские существа.
Одним из первых подводных отелей стал Jules’ Undersea Lodge, расположенный в Пуэрто-Рико. Этот отель был преобразован из исследовательского подводного лабораторного комплекса и предлагает своим гостям возможность ночевать на глубине 6 метров под водой. Чтобы добраться до отеля, посетителям необходимо погружаться с аквалангом, что добавляет элемент приключения к их пребыванию.
Другим известным подводным отелем является Poseidon Undersea Resort, который планируется открыть на острове Ла Дик в Фиджи. Этот роскошный курорт будет включать в себя 24 подводных номера, каждый из которых будет иметь панорамные окна, позволяющие наслаждаться видами на морскую жизнь. Гостям также будут предложены различные удобства, такие как спа-процедуры и рестораны с подводным обслуживанием.
Подводные отели не только предлагают уникальный опыт проживания, но и активно участвуют в охране морской экосистемы. Многие из них работают в сотрудничестве с экологическими организациями, проводя исследования и программы по восстановлению коралловых рифов. Например, The Manta Resort на Занзибаре предлагает своим гостям возможность участвовать в программах по охране окружающей среды, что делает их пребывание не только приятным, но и полезным для природы.
Несмотря на все преимущества, подводные отели сталкиваются с определенными вызовами. Одним из основных является высокая стоимость строительства и обслуживания таких объектов. Кроме того, они требуют тщательного проектирования для обеспечения безопасности и комфорта гостей. Тем не менее, с развитием технологий и увеличением интереса к экотуризму, подводные отели становятся все более популярными и доступными.
В заключение, подводные отели представляют собой захватывающую и необычную альтернативу традиционным гостиницам. Они предлагают уникальный опыт, который позволяет людям ближе познакомиться с морской экосистемой, а также способствуют ее сохранению. С каждым годом таких отелей становится все больше, и они продолжают привлекать внимание путешественников со всего мира.
Вопрос-ответ
Какой самый странный корабль?
Октавиус «Октавиус» — вымышленный корабль-призрак, который, согласно легенде, на протяжении долгих лет успешно дрейфовал у побережья Гренландии вместе с замёрзшей до смерти командой, прежде чем был обнаружен другим судном.
Какой самый легендарный корабль?
Пожалуй, каракка «Виктория» — самый знаменитый парусный корабль в истории мирового флота. Ведь именно он впервые прошел вокруг света. Случилось это в рамках экспедиции Фернана Магеллана.
Какие 4 типа кораблей существуют?
Торговые суда — это суда, используемые в коммерческих целях, и их можно разделить на четыре основные категории: рыболовные суда, грузовые суда, пассажирские суда и суда специального назначения.
Самые известные корабли призраки?
Самые известные корабли-призраки включают “Мэри Селест” — американский бриг, найденный в 1872 году без экипажа, и “Холландия” — голландский барк, который исчез в 1940 году. Другие примеры включают “Корабль-призрак” из легенд о “Фантоме Востока” и “Сан-Хосе”, испанский галеон, затонувший в 1708 году и ставший объектом множества мифов. Эти корабли стали символами таинственности и загадок морских просторов.
Советы
СОВЕТ №1
Исследуйте различные типы необычных кораблей, такие как подводные лодки, ледоколы или даже плавучие гостиницы. Это поможет вам расширить свои знания о морских технологиях и их применении в разных условиях.
СОВЕТ №2
Посетите выставки или музеи, посвященные морской тематике, где можно увидеть необычные корабли в действии или воссозданные модели. Это даст вам возможность увидеть их уникальные конструкции и узнать больше о их истории.
СОВЕТ №3
Читайте книги и статьи о мореплавании и кораблестроении, чтобы углубить свои знания о том, как создаются и функционируют необычные корабли. Это поможет вам лучше понять их роль в современном мире.
СОВЕТ №4
Если у вас есть возможность, попробуйте отправиться в круиз на необычном корабле или принять участие в экскурсии на таком судне. Это даст вам уникальный опыт и возможность увидеть все особенности корабля изнутри.





