Марийцы — коренной народ России, проживающий в Республике Марий Эл. Их культура уникальна и насыщена традициями, формировавшимися веками. В статье рассмотрим особенности марийской культуры: семейные ценности, религиозные верования, обряды и интересные факты о жизни этого народа. Понимание традиций марийцев обогащает представление о культурном многообразии России и способствует сохранению исторической памяти и уважению к наследию коренных народов.
История марийцев
На территории нынешней России, а именно в Волго-Вятском регионе, предки марийцев (или черемисов) появились около 1500 лет назад. Их жизнь была полна трудностей: под давлением тюркских и славянских народов, древние мари были вынуждены двигаться с юга и запада на восток, вытесняя пермян и частично ассимилируясь с ними.
Существует также гипотеза, что предки этого народа могли быть выходцами из Ирана. Доказательства этой теории можно найти в исследованиях филологов — в молитвах, которые до сих пор используются в религиозных обрядах, сохранились индоиранские слова.
Территорию современной Марий Эл (между реками Ветлуга и Вятка) этот народ занял еще в VII-VIII веках. В этот период начали формироваться основные культурные традиции марийцев, на которые оказали влияние как тюрки, так и финно-угорские народы. На протяжении следующих столетий происходила активная ассимиляция черемисов с восточными славянами, волжскими булгарами, хазарами и татаро-монголами. Уже тогда выделялись четыре группы марийцев, каждая из которых имела свои уникальные традиции и обычаи:
- горные, которые жили на южных и частично северных берегах Волги. Их культура развивалась в тесном взаимодействии с чувашами и русскими;
- луговые, составившие основную часть этого народа. С древних времен и по сегодняшний день они обитают в междуречье Волги и Вятки;
- восточные, которые считались переселенцами в Приуралье и Башкортостане;
- северо-западные, освоившие территорию современной Кировской области. Эта группа марийцев выработала свои уникальные традиции.
Эксперты отмечают, что традиции марийцев представляют собой уникальное сочетание древних обрядов и современных культурных практик. Важное место в жизни марийского народа занимают праздники, такие как Шорыкты, который символизирует пробуждение природы и начало нового сельскохозяйственного цикла. Специалисты подчеркивают, что в традиционных праздниках активно используются народные песни, танцы и обряды, что способствует сохранению культурной идентичности.
Кроме того, эксперты акцентируют внимание на значении ремесел, таких как ткачество и резьба по дереву, которые передаются из поколения в поколение. Эти навыки не только сохраняют культурное наследие, но и становятся основой для современного искусства. В целом, традиции марийцев продолжают развиваться, адаптируясь к современным условиям, что делает их важной частью культурного ландшафта России.

Язык
Наиболее многочисленной сегодня считается объединенная группа лугово-восточных черемисов, имеющая свой язык. Его относят к малой финно-пермской группе угорских языков, как и наречия удмуртов, коми, саамов, мордовцев. Он сформировался на базе финно-угорских и тюркских диалектов, когда черемисы активно заселяли территорию Поволжья. Письменность же у этого народа появилась поздно, лишь в XVIII столетии: в основу алфавита легла кириллица. Этот факт обосновывает отсутствие письменных свидетельств о жизни, традициях и обычаях марийского края.
Сегодня выделяют несколько диалектов и говоров:
- луговой, на котором говорят на луговом берегу Волги и на Урале;
- горномарийский, характерный для правого берега, а также западной части Марий Эл;
- северо-западный, которым пользуются черемисы в Нижегородской и Кировской областях.
| Традиция | Описание | Значение |
|---|---|---|
| Кугу сорта (Большая свеча) | Изготовление и зажигание огромной восковой свечи во время молений. | Символ света, чистоты, обращения к божественным силам, просьба о благополучии и урожае. |
| Ош кече (Белый день) | Ежегодный праздник, посвященный весеннему пробуждению природы и началу сельскохозяйственных работ. | Просьба о плодородии земли, хорошем урожае, благополучии скота и людей. Сопровождается обрядами, песнями и танцами. |
| Шорыкйол (Овечья нога) | Зимний праздник, аналог святок, с ряжеными, гаданиями и обходом домов. | Привлечение удачи, плодородия, защита от злых духов, укрепление общинных связей. |
| Сӱрем (Летнее моление) | Массовое моление в священных рощах (кӱсото) с жертвоприношениями и общими трапезами. | Благодарение богов за урожай, просьба о дожде, здоровье и благополучии. |
| Марийская вышивка | Традиционное искусство украшения одежды и предметов быта сложными геометрическими и растительными узорами. | Оберег, символ принадлежности к роду, отражение мировоззрения и эстетических представлений народа. |
| Марийские гусли (Кӱсле) | Древний струнный музыкальный инструмент, используемый в обрядах и народных песнях. | Сопровождение молений, праздников, передача культурного наследия, выражение эмоций. |
| Свадебные обряды | Комплекс традиций, включающий сватовство, выкуп невесты, обряды прощания с девичеством, благословение молодых. | Создание новой семьи, продолжение рода, передача традиций и ценностей. |
| Почитание священных рощ (Кӱсото) | Особое отношение к рощам как к местам обитания богов и духов, проведение там молений. | Сохранение связи с природой, уважение к предкам, поддержание духовной чистоты. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о традициях марийцев:
-
Календарные праздники: Марийцы имеют богатую традицию празднования различных календарных праздников, связанных с природными циклами. Одним из самых значимых является праздник “Шорыкты кула” (или “Шорыкты”), который отмечается в конце весны и символизирует пробуждение природы. В этот день проводятся обряды, направленные на привлечение удачи и благополучия.
-
Костюмы и орнаменты: Традиционная марийская одежда отличается яркими цветами и сложными орнаментами, которые имеют глубокий символический смысл. Каждый элемент костюма может указывать на статус человека, его возраст и даже семейное положение. Например, узоры на головных уборах и одежде могут рассказывать о роде и традициях семьи.
-
Музыка и танцы: Музыка и танцы играют важную роль в культуре марийцев. Традиционные марийские инструменты, такие как “кукшар” (струнный инструмент) и “шумай” (барабан), используются для сопровождения народных танцев. Танцы часто исполняются на праздниках и обрядах, отражая жизненные циклы и природные явления, а также передают историю и культуру народа.
Эти факты подчеркивают уникальность и богатство культурного наследия марийцев.

Одежда
Традиции марийского народа ярко отражаются в их национальном костюме. Повседневная одежда включала рубаху: у мужчин она имела форму туники и не доходила до колен, а у женщин была удлиненной. Мужчины носили под ней свободные штаны, а верхней одеждой служил кафтан. В качестве повседневной обуви использовались лыковые лапти, в то время как состоятельные черемисы на праздники могли позволить себе туфли из коровьей или овечьей кожи. В холодное время года на ноги надевали шерстяные или холщовые онучи.
Для пошива одежды применялись беленые ткани, которые украшали орнаментами и узорами в оттенках алого, черного и бордового. Поволжские марийцы предпочитали темно-синий цвет. В вышивке обязательно использовались обереговые мотивы. Декоративные элементы женских нарядов включали нагрудник, пояс и передник, которые также расшивали узорами. Вышивка варьировалась в зависимости от социального статуса и семейного положения человека.
Для нательной одежды использовался лен, а верхнюю шили из сукна. Рубахи были свободными, чтобы под них можно было надеть штаны (так одевались как мужчины, так и женщины). Кафтаны шили в зависимости от времени года: зимние модели могли быть ниже колен, а летние — до талии или бедер.
Летним головным убором для мужчин служила шляпа, а зимним — меховая шапка. Позже, в процессе ассимиляции с русскими, марийцы начали носить фуражки. У женщин головные уборы различались в зависимости от семейного положения: замужние дамы носили шали и платки, а незамужние — небольшие повязки, украшенные бусинами и монетами. Среди головных уборов мариек была такия — шапка полусферической или конусообразной формы, на которую обязательно надевался цветной платок.
Марийские семейные традиции
У этого народа закрепился патриархальный образ жизни, хотя женщина никогда и не была строго ограничена в правах. Лишь в некоторых поселениях долгое время сохранялся принцип левирата и сорората, предполагавший притеснение женской половины, но это были отдельные случаи.
На плечи мужчины ложились все общественные вопросы и доход семьи. Супруга считалась хранительницей очага. У мари очень ценились такие женские качества как смиренность и хозяйственность. Женщина была помощником для мужчины. Это один из немногих народов, который приветствовал разницу в возрасте между мужем и женой: здесь вполне привычно, когда супруга на 5-7 старше своего мужа.
Роль женщины была неоценима. После свадьбы девушки приходили в дом к мужу, где в тесном кругу уживалось много людей. Под одной крышей соседствовало несколько поколений, и семьи в каждом из них были большими. Именно поэтому высоко ценилась хозяйственность каждой новой женщины.
В доме за порядком следила старшая из женщин (бабушка или прабабушка мужа). Она раздавала поручения невесткам. В семьях всегда было много детей, ведь это считалось благословлением семьи с небес. Называли ребенка по имени того, кто первым войдет в дом после его рождения. Если пол не совпадал, то право имянаречения переходило к матери. Воспитанием занимались все женщины в доме.
У марийского народа сложились интересные традиции, связанные со свадьбой. Пары у мари формировались, как правило, не по обоюдному согласию молодых, а по решению родителей. Когда парню исполнялось 14-15 лет, его отец отправлялся на смотрины в дом приглянувшейся девушки. В этот день родители согласовывали время сватовства. В назначенный час к будущей невесте уже ехал парень вместе со сватами. Отец девушки ставил на стол круглый хлеб и блюдце с маслом. От этого каравая отламывали кусочек, макали его в масло и передавали по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, при этом каждый немного откусывал от него. Пройденный круг считался подтверждением намерений всех за столом. Окончательное слово было за матерью девушки — жених должен был дать ей монетку в знак «платы за молоко».
По марийским обычаям семья парня выплачивала выкуп за невесту. Его передавали отцу девушки в день пунчал, или сговора. В это время устраивали встречу жениха, невесты, сватов, ее родителей и все знакомых. Парень весь вечер должен был расхваливать свою суженную и ее родственников.
По народной традиции марийцы готовили на свадьбу особые наряды. Жениха одевали в белоснежную расшитую рубаху, широкие брюки и шляпу с загнутыми полями, украшенную петушиным пером. Платье невесты обязательно было длинным, его подол дополняли россыпью монеток. Сверху девушка надевала белый и зеленый кафтан, а также вышитый передник. Из украшений в свадебный наряд входили роскошные мониста.
Распорядителем на свадьбе был тамада. Жених приезжал в дом к невесте на свадебном поезде. Там его встречали хлебом-солью, а всех родственников одаривали подарками. После небольшого застолья руки молодых связывали полотенцем, и так они отправлялись уже в дом к парню для заключения брака.
В традициях народов марийского края – шумная свадьба. Тамада обычно устраивал различные конкурсы и танцы: чем активнее молодые, чем больше они танцевали, тем больше было уважение к новой семье у окружающих. На столе по обычаю всегда стоял большой каравай, центр которого украшали творожным пирогом с монетками «на счастье». Из традиционных угощений гостям подавали жареного петуха, вареные яйца, молоко и квас. Невеста к праздничному столу обязательно должна была печь блины.
Кроме свадьбы в марийской культуре сохранились и традиции разводов, хотя сегодня они уже не так выражены. Предки этого народа жили общинами, в которых главенствовали старейшины. Если муж с женой хотели развестись, им надо было получить разрешение не менее шести выборных представителей общины. Разводы были очень редкими и считались позором для всех родственников. Разводящихся ставили в центре площади спинами друг к другу и связывали веревкой до тех пор, пока выборные представители не огласят свое решение. Женщине обрезали волосы: это было знаком, что она больше не замужем.

Религия
Марийская культура обладает такой уникальностью, что у этого народа существует собственная официально признанная религия. Хотя лишь 6% представителей этого этноса придерживаются ее основ, почти все черемисы соблюдают ритуалы. Марийцев называют последними язычниками Европы, и это не случайно: они до сих пор верят, что их предки прибыли с другой планеты. Согласно легенде, из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка, которая снесла два яйца, из которых появились братья Добро и Зло.
Основу религии составляет поклонение природе. Верховным божеством является Ош Поро Кугу Юмо, а остальные боги разделяются по стихиям: огня, воды и леса. Наиболее почитаемыми являются:
- богиня рождения Илыш Шочын Ава;
- бог морей Мер Юмо;
- покровительница земли Мланде Ава;
- бог судьбы Пурышо;
- смерть Азырен;
- злые духи – Керемета и Вувета.
Все ритуалы проводятся в рощах кусото. В настоящее время в республике сохранилось около 300 таких священных мест.
Интересной традицией марийцев является осенний праздник, на который со всех концов собираются черемисы для проведения всемарийского моления. Каждый год жрец Карт выбирает рощу для этого события. Люди приносят с собой уток или гусей, которые служат жертвоприношением, или пурлык. Пригодность птицы для моления определяет жрец, который просит у нее прощения и окуривает дымом в знак уважения к духу огня.
Моления в роще начинаются только под ритмичные удары бубна Карта. Звуки помогают отогнать злых духов от деревьев, которые, согласно традициям марийского народа, считаются проводниками к космосу. После общего моления устраивается трапеза — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки пищи либо забирают с собой, либо сжигают.
В Марий Эл также сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Этот обряд проводится в ночь на 6 мая, в основном в деревнях, и его цель — очищение и защита пастбищ от нечисти. Сначала жители собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины и с шумом, под звуки колоколов, обходят все дворы. «Очистителей» встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. После завершения обхода все вновь собираются у костра и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд продолжается всю ночь.
Черемисы — это уникальный народ, который считается самым древним на территории современной России, что подтверждается исследованиями ДНК. Несмотря на многовековую историю и близкое соседство с другими народами, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.
Традиционные праздники и обряды
Марийцы, один из коренных народов России, имеют богатую культурную традицию, которая включает в себя множество праздников и обрядов, отражающих их уникальный образ жизни, верования и связь с природой. Традиционные праздники марийцев часто связаны с сельскохозяйственными циклами, религиозными верованиями и важными жизненными событиями.
Одним из самых значимых праздников является Шорыкты (Шорыкты-кумыр), который отмечается в конце апреля – начале мая. Этот праздник символизирует пробуждение природы и начало нового сельскохозяйственного года. В этот день марийцы проводят обряды, связанные с земледелием, просят у духов хорошего урожая и здоровья. Празднование включает в себя народные гулянья, песни, танцы и угощения, а также ритуальные жертвоприношения, которые проводятся на священных местах.
Другим важным праздником является Купала (Иваны Купала), который отмечается в ночь на 7 июля. Этот праздник посвящен летнему солнцестоянию и связан с водными ритуалами. В ночь Купалы марийцы собираются у рек и озер, где запускают венки на воду, символизируя очищение и обновление. Проводятся обряды, связанные с огнем: прыжки через костры, которые считаются символом очищения и защиты от злых духов. Праздник сопровождается песнями, танцами и играми, создавая атмосферу веселья и единения.
Не менее значимым является праздник урожая (Кугыж), который отмечается в конце лета, когда собирают плоды труда. Этот праздник символизирует благодарность земле за щедрый урожай. В ходе празднования марийцы проводят обряды, связанные с благодарностью духам природы, готовят традиционные блюда, такие как пироги с ягодами и грибами, и устраивают общие застолья. Важной частью праздника является также исполнение народных песен и танцев, которые передаются из поколения в поколение.
Марийцы также отмечают обряды перехода, такие как свадьбы, крещения и похороны. Каждое из этих событий сопровождается определенными ритуалами и традициями. Например, на свадьбах проводятся обряды, символизирующие соединение двух семей, где важную роль играют подарки, танцы и песни. На похоронах марийцы соблюдают строгие традиции, связанные с проводами усопшего, включая обряды очищения и поминовения.
Таким образом, традиционные праздники и обряды марийцев являются неотъемлемой частью их культуры, отражая их мировосприятие, уважение к природе и духовным ценностям. Эти праздники служат не только для сохранения культурного наследия, но и для укрепления связей внутри общины, передачи знаний и традиций от старшего поколения к младшему.
Вопрос-ответ
Как русские называют марийцев?
Марийцы (мари, марий, маары, мааре, устаревшее русское название – «черемисы», в письме X в. Хазарского кагана Иосифа названы «ц-р-мис», чуваши называют дармас, татары – чирмеш, удмурты – пор) – финно-угорский народ в России.
Какова культура народа мари?
Мари талантливы от природы. В старину практически все умели играть на каком-либо инструменте, будь то кӱсле (гусли), тӱмыр (барабан), тӧтретпуч (рог), шиялтыш (свирель), шӱвыр (волынка) и др. Артисты театра демонстрируют мастерство владения этими инструментами и подробно рассказывают о них.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основы марийского языка. Понимание языка поможет вам глубже понять культуру и традиции марийцев, а также общаться с носителями языка.
СОВЕТ №2
Посетите марийские праздники и фестивали. Это отличная возможность увидеть традиции в действии, попробовать национальную кухню и познакомиться с местными обычаями.
СОВЕТ №3
Чтите и уважайте марийские обычаи. При общении с марийцами старайтесь учитывать их традиции и обычаи, чтобы показать уважение к их культуре и образу жизни.
СОВЕТ №4
Изучите марийскую мифологию и фольклор. Это поможет вам лучше понять мировосприятие марийцев и их отношение к природе и окружающему миру.




