Внедрение технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в дошкольное образование (ДОУ) становится важным для развития креативности и инновационного мышления. Эта статья описывает, как ТРИЗ способствует развитию творческих способностей детей, улучшает логическое мышление и память, а также формирует нестандартный подход к решению задач. Мы рассмотрим основные принципы ТРИЗ и её практическое применение в ДОУ, что поможет педагогам и родителям развивать у детей необходимые навыки для будущего.
Сущность
В настоящее время главной задачей государства является подготовка людей, способных в любом возрасте проявлять инициативу, креативное мышление и творческие способности при решении возникающих задач. В этом процессе важную роль играет методология ТРИЗ в дошкольном образовании. Она способствует развитию не только фантазии у детей, но и их способности мыслить системно и комплексно, сопоставлять свой и чужой опыт с конкретными ситуациями и на основе имеющихся знаний эффективно ориентироваться в сложной и разнообразной реальности, грамотно решая свои «маленькие» проблемы.
Изначально теория решения изобретательских задач была тесно связана с технической областью, поскольку в 1946 году ее создатель, Г.С. Альтшуллер, ставил перед собой цель ускорить именно процесс изобретательства. Советский ученый и писатель-фантаст стремился превратить изобретательство из точной науки в искусство, создав тем самым универсальный подход, который впоследствии стал активно применяться в различных специализированных сферах: информационных технологиях, автомобилестроении, аэрокосмической отрасли и, конечно, в педагогике и воспитании!
Эксперты в области дошкольного образования отмечают, что внедрение технологии ТРИЗ в детских образовательных учреждениях способствует развитию творческого мышления у детей. Эта методика, основанная на теории решения изобретательских задач, помогает малышам не только находить нестандартные решения, но и развивает их аналитические способности. Педагоги подчеркивают, что использование элементов ТРИЗ в играх и занятиях позволяет детям учиться на практике, что значительно повышает их мотивацию и интерес к обучению. Кроме того, эксперты отмечают, что такая интеграция способствует формированию у детей уверенности в своих силах и способности к самостоятельному решению проблем, что является важным аспектом их личностного развития. В целом, применение технологии ТРИЗ в ДОУ открывает новые горизонты для педагогов и детей, создавая условия для активного и креативного обучения.

Случайности не случайны: первая апробация
До осени 1987 года педагоги и воспитатели дошкольных образовательных учреждений просто не знали, что это такое – технология ТРИЗ. Мир детства и искусства изобретательства соприкоснулись лишь тогда, когда в дальневосточном портовом городе Находка семинаристов, которые должны были прочитать доклады для инженерно-технических работников, вдруг попросили провести занятие с детьми.
Успешные выступления перед внимательно слушавшими ребятами позволили сделать вывод о том, с какого возраста можно начинать приобщение человека к системному мышлению. Уже после этого теория решения изобретательских задач стала активно применяться при работе с детьми – сначала на станциях юных техников, а затем, когда ее основные разделы дополнились чисто воспитательными, такими, как творческая педагогика и теория развития творческой личности, и повсеместно в ДОУ.
| Принцип ТРИЗ | Описание для ДОУ | Пример применения в ДОУ |
|---|---|---|
| Принцип дробления | Разделение сложной задачи на более простые части, чтобы легче было найти решение. | Разбить процесс уборки игрушек на этапы: “собрать кубики”, “поставить машинки на полку”, “сложить книжки”. |
| Принцип вынесения | Отделение мешающей части от полезной, или вынесение объекта за пределы системы. | Если ребенок не хочет есть кашу, предложить ему сначала съесть “волшебную ложку” (маленькую порцию), а потом остальное. |
| Принцип объединения | Соединение однородных или разнородных объектов для получения нового качества или упрощения. | Объединить игры на улице с изучением природы: собирать листья и делать из них аппликации. |
| Принцип универсальности | Использование одного объекта для выполнения нескольких функций. | Использовать кубик как строительный материал, как сиденье, как “телефон”. |
| Принцип предварительного действия | Выполнение действия до того, как оно понадобится, чтобы избежать проблем. | Перед рисованием постелить клеенку, чтобы не испачкать стол. |
| Принцип самообслуживания | Использование ресурсов самого объекта или системы для решения проблемы. | Если игрушка сломалась, попробовать починить ее с помощью других игрушек или подручных материалов. |
| Принцип изменения цвета | Изменение цвета объекта для выделения, маскировки или привлечения внимания. | Раскрасить скучную коробку в яркие цвета, чтобы сделать ее привлекательной для игры. |
| Принцип динамичности | Изменение характеристик объекта или системы в процессе их функционирования. | Сделать подвижную игрушку, которая может менять форму или размер. |
| Принцип “наоборот” | Выполнение действия в противоположном направлении или использование противоположных свойств. | Если ребенок не хочет убирать игрушки, предложить ему сначала “разбросать” их еще больше, а потом убрать. |
| Принцип посредника | Использование промежуточного объекта или процесса для передачи действия. | Использовать палку, чтобы достать игрушку, которая закатилась под диван. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в дошкольном образовании (ДОУ):
-
Развитие креативного мышления: ТРИЗ помогает детям развивать креативное мышление и навыки решения проблем. Используя игровые методы и задачи, основанные на принципах ТРИЗ, дети учатся находить нестандартные решения и подходы к различным ситуациям, что способствует их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
-
Интеграция с другими предметами: Технология ТРИЗ может быть успешно интегрирована с другими образовательными направлениями, такими как математика, искусство и естественные науки. Например, через игровые задания, основанные на ТРИЗ, дети могут изучать основы физики, создавая простые механизмы или конструкции, что делает обучение более увлекательным и многогранным.
-
Формирование навыков сотрудничества: В процессе работы над задачами ТРИЗ дети часто работают в группах, что способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникации. Они учатся делиться идеями, обсуждать различные подходы и приходить к совместным решениям, что является важным аспектом социального развития в дошкольном возрасте.

ТРИЗ в современных детских садах: как и для чего
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) предоставляет возможность естественным образом внедрить личностно-ориентированный подход, который закреплен в федеральном государственном образовательном стандарте как основной.
Традиционный метод проб и ошибок, который при более детальном анализе оказывается не всегда эффективным и часто требует значительных временных затрат, заменяется осознанием общих закономерностей развития различных систем. Иными словами, дети учатся осознавать, что даже самые сложные комплексы формируются не случайно, а на основе уже существующих универсальных принципов. Эти рациональные законы можно применять не только для решения текущих задач, но и для создания собственных систем, которые потребуют лишь обоснования и аргументированного подтверждения их жизнеспособности.
Технология ТРИЗ не ставит перед детьми дошкольного возраста цель достижения мимолетного «творческого озарения». Во-первых, это не всегда приводит к успеху, а во-вторых, иногда просто не происходит. Вместо этого детям предлагается проявить активность, смекалку и диалектическое мышление, подойти к проблеме не с ситуативной, а с системной точки зрения, что позволяет им выполнять большую часть рутинной работы интеллектуально, рационально и оптимально, находя наилучшие решения и сохраняя как можно больше времени и сил.
Тем не менее, если с автором технологии и ее происхождением все понятно, то остается открытым вопрос: как удается применять ТРИЗ с ее математической точностью, логикой и закономерностью в эмоционально насыщенный период детства? Ответ оказывается простым и незамысловатым: чтобы привить ребенку радость творческих открытий, необходимо сделать процесс их поиска интересным и увлекательным. Педагог не должен просто предоставлять дошкольникам знания в готовом виде; от него требуется вдохновлять их на раскрытие или выведение истины. В этом воспитателю помогают оригинальные игровые упражнения и задания.
Методы ТРИЗ
В настоящий момент теория решения изобретательских задач в ДОУ имеет большое количество конкретных выражений. Наибольшей популярностью характеризуются следующие приемы.

Мозговой штурм (МШ)
Метод «Мозговой штурм» был разработан Алексом Осборном, который не имел отношения к образовательной сфере, но активно работал в области рекламы и маркетинга. Он предложил универсальный подход к коллективному созданию идей, который продолжает быть актуальным и в наши дни, включая использование в воспитании детей младшего возраста.
В процессе занятий по технологии ТРИЗ в детских садах ставятся такие познавательные задачи, как:
- развитие навыков общения (ведение дискуссий, тактичная оценка мнений сверстников, взаимодействие с воспитателем, умение формулировать аргументированные высказывания и придерживаться принципов уважительного отстаивания своей точки зрения и т.д.);
- стимулирование творческой активности при решении проблем;
- формирование желания и готовности активно участвовать в обсуждениях, не стесняясь высказывать множество идей по заданной теме.
Вопросы могут быть разнообразными и включать элементы сказок и фантазий, например:
- Как предотвратить, чтобы Медведь не забрался на Теремок и не сломал его?
- Как защитить запасы урожая от мышей, которые пробираются в амбар?
- Как перенести частичку лета в зимний месяц?
- Как согреть людей в сильный мороз?
- Что произойдет, если ноги зайца станут в десять раз длиннее?
Интересный факт! Мозговой штурм наиболее эффективен, когда дети погружаются в вымышленную ситуацию, где положительному герою требуется помощь, совет или спасение.
Чтобы создать подходящую атмосферу, воспитатели часто начинают задание с фразы: «Ребята, давайте поможем Аленушке/котенку, Незнайке, Красной Шапочке или задумавшемуся Принцу…».
Основные правила мозгового штурма включают:
- исключение серьезной критики;
- поощрение самых необычных и смелых предложений;
- возможность доработки идей других участников;
- совместное обсуждение, в ходе которого группа выбирает наиболее подходящие решения для проблемы с минимальными потерями.
Для закрепления полученного опыта результаты мозгового штурма следует оформить в виде практической деятельности и создать продукт, который будет напоминать о проведенной игре: рисунок, поделку и т.д.
Синектика
В 1950-х годах еще один интересный метод для раскрытия и развития творческого потенциала вывел Уильям Гордон – известный изобретатель и ученый, главной страстью которого было изучение типа мышления креативных и неординарных персон. Понятие «синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий.
Виды связей между объектами могут быть разными:
- Личностные (эмпатические). Здесь дошкольнику обычно предлагается представить себя в образе какого-либо предмета или явления внутри проблемной ситуации. Порой задания оказываются более конкретными и легкими («изобразить кошку, которой не понравился купленный корм»), порой – более абстрактными и сложными («изобразить нежелание Чунги-Чанги питаться одними кокосами и бананами»).
- Прямые. Ребята находят такие пары из разных областей знаний, в основе которых лежат одни и те же закономерности. Например, подводная лодка похожа на рыбу, вертолет – на стрекозу, самолет – на птицу, каски и шлемы – на панцири черепах, улиток и других существ.
- Фантастические. Здесь воспитателем и его подопечными создаются свои собственные правила и нормы, которые игнорируют существующую рациональность. Например, ребятам предлагается «подумать, на что похожа любовь/радость/счастье/волнение» и нарисовать это. В результате аналогии, которые обретут воплощение на бумаге, окажутся абсолютно разными: кто-то нарисует растение, кто-то – человека, кто-то – животное и т.д.
Ключевые цели синектики – это:
- развитие умения мыслить нестандартно, видеть необычное в привычных вещах, смотреть на мир под разными углами и учитывать те условия, которые указываются в задании;
- воспитание уважения к мнениям и взглядам других людей, способности понимать и принимать их.
Метод каталога
Этот метод, который впоследствии был успешно внедрен в дошкольные образовательные учреждения, был разработан в 1920-х годах профессором Берлинского университета Э. Кунце. Основной целью данного подхода является обучение детей навыкам творческого рассказывания.
Важно отметить! Освоение этого аспекта может оказаться для детей довольно сложным этапом, поскольку, во-первых, их активный словарный запас еще не так велик, а, во-вторых, они только начинают знакомиться с основами монологических выступлений на начальном уровне.
Воспитателю потребуется книга с большим количеством прозаических текстов и минимальным количеством иллюстраций. Сначала педагог формирует список вопросов, которые станут основой для сюжета совместно создаваемой сказки. Затем дети начинают набирать слова, не связанные между собой, методом «тыка». Воспитатель может преобразовать некоторые из них в более подходящие и понятные для детей формы. Весь процесс проходит в динамичном темпе, с поощрением эмоциональных реакций и выражением первых впечатлений.
После этого группа начинает создавать свою уникальную историю, стараясь органично вплетать имеющуюся лексику как в сказочный формат, так и в ответы на заданные вопросы. Как детям, так и воспитателю требуется определенный уровень подготовки. Дети должны понимать, что в сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные персонажи, друзья и помощники, волшебство и борьба, в которой побеждает добро. Взрослому необходимо уметь правильно направлять процесс, формулировать новые и неожиданные вопросы, ненавязчиво корректировать рассказ, предлагать варианты в случае затруднений и поощрять яркие идеи. Во время занятия ключевые моменты следует фиксировать в виде схем, рисунков, символов и других визуальных элементов. Задание принесет наибольшие результаты, если в нем участвует не более пяти человек.
Моделирование маленькими человечками (ММЧ)
Наконец, к последним и одним из самых наглядных воплощений технологии ТРИЗ в действии относится метод моделирования маленькими человечками. Благодаря нему дошкольники учатся представлять, как изнутри выглядят объекты живой и неживой природы, что за процессы в них совершаются, какими являются наполняющие их вещества.
Маленькие человечки могут представать в виде рисунков, игрушек или самих детей. ММЧ используется, когда воспитателю требуется объяснить, например, процесс таяния сосульки: зимой крошечным жителям холодно, и они крепко держатся за руки, в то время как с установлением весенней теплоты они приходят в движение, превращаясь в воду. Эта технология развивает сообразительность, внимательность, наблюдательность, а также учит моделировать и схематизировать.
Примеры успешного применения ТРИЗ в ДОУ
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) находит все большее применение в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), способствуя развитию творческого мышления и креативности у детей. Рассмотрим несколько примеров успешного внедрения ТРИЗ в практику ДОУ.
1. Проект “Умные игрушки”
В рамках этого проекта воспитатели совместно с детьми создают игрушки, используя принципы ТРИЗ. Например, дети могут придумать, как сделать игрушку, которая будет менять цвет в зависимости от температуры. В процессе работы они учатся анализировать, какие материалы могут быть использованы, и как можно улучшить уже существующие игрушки. Это не только развивает их изобретательские способности, но и формирует навыки работы в команде.
2. Конкурс “Изобретатель года”
В некоторых ДОУ проводятся конкурсы, на которых дети представляют свои изобретения, созданные по методам ТРИЗ. Например, один из участников мог представить устройство для автоматической поливки растений. Дети учатся формулировать проблему, находить ее причины и предлагать решения. Такой конкурс не только стимулирует интерес к инженерии, но и развивает навыки презентации и публичного выступления.
3. Игровая деятельность с использованием ТРИЗ
Воспитатели внедряют элементы ТРИЗ в игровые занятия. Например, в игре “Проблема и решение” дети сталкиваются с различными ситуациями, требующими креативного подхода. Воспитатель может предложить детям решить задачу, например, как помочь игрушечному медвежонку найти дорогу домой. Дети обсуждают возможные решения, анализируют их и выбирают наиболее эффективные. Это развивает их критическое мышление и способность к анализу.
4. Творческие мастерские
В ДОУ организуются творческие мастерские, где дети могут экспериментировать с различными материалами и технологиями. Например, в мастерской “Изобретения из бумаги” дети учатся создавать модели, используя принципы ТРИЗ. Они могут разрабатывать конструкции, которые будут устойчивыми и функциональными. В процессе работы они учатся работать с инструментами, развивают мелкую моторику и пространственное мышление.
5. Интеграция ТРИЗ в образовательные программы
Некоторые ДОУ интегрируют ТРИЗ в свои образовательные программы, создавая специальные занятия, направленные на развитие изобретательских навыков. Например, занятия по конструированию, где дети учатся не только собирать модели, но и анализировать, как можно улучшить их функциональность. Это позволяет детям не только развивать технические навыки, но и учиться работать в команде, обсуждая идеи и находя оптимальные решения.
Таким образом, применение ТРИЗ в ДОУ способствует не только развитию творческих и изобретательских способностей у детей, но и формированию навыков критического мышления, работы в команде и решения проблем. Эти примеры показывают, как можно эффективно использовать ТРИЗ для создания увлекательной и познавательной образовательной среды для дошкольников.
Вопрос-ответ
Какие приемы используются в ТРИЗ?
В ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) используются различные приемы, такие как анализ противоречий, идеальные конечные результаты, 40 изобретательских принципов, стандарты и алгоритмы решения задач. Эти приемы помогают выявлять и устранять технические противоречия, генерировать новые идеи и оптимизировать решения, что способствует инновациям и улучшению продуктов и процессов.
Каким методом можно оценить прогресс ребенка в использовании ТРИЗ?
Это метод моделирования маленькими человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ.
Что может научить педагог дошкольников с помощью ТРИЗ- технологий?
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны – поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте игровые методы для внедрения ТРИЗ в образовательный процесс. Игры и ролевые ситуации помогут детям лучше понять и освоить принципы решения проблем, а также развить креативное мышление.
СОВЕТ №2
Стимулируйте детей задавать вопросы и предлагать свои идеи. Создайте атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно, делясь своими мыслями и предложениями, что способствует развитию их аналитических навыков.
СОВЕТ №3
Интегрируйте ТРИЗ в различные предметные области. Применяйте методы ТРИЗ не только на занятиях по изобразительному искусству или технологии, но и в математике, литературе и естественных науках, чтобы показать детям универсальность этих подходов.
СОВЕТ №4
Организуйте мастер-классы для педагогов, чтобы они могли обмениваться опытом и находить новые способы применения ТРИЗ в своей практике. Совместное обучение и обсуждение помогут создать более эффективную образовательную среду.





