Россия, Нижегородская область, городской округ Чкаловск, река Юг
Телефон:
+7 (831) 231-22- Показать номер
Пн-вс: 08:00—23:00
whatsapp telegram vk email

Социо-игровая технология для дошкольников

Социо-игровые технологии становятся важным инструментом в развитии дошкольников, формируя коммуникативные навыки и умение принимать решения как самостоятельно, так и в группе. Эти методы помогают детям в игровой форме осваивать социальные роли, взаимодействовать друг с другом и развивать критическое мышление. В статье рассмотрим эффективное внедрение социо-игровых технологий в работу с дошкольниками и их значимость для будущих социальных взаимодействий и личностного роста детей.

Сущность

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) требует от российских воспитателей нового подхода к обучению детей. Образовательный процесс теперь должен учитывать не только общие возрастные характеристики, но и индивидуальные особенности каждого ребенка. Основная цель работников детских садов заключается в том, чтобы подготовить дошкольников к активному обучению, исследованию окружающего мира и самосовершенствованию. Социо-игровая технология, разработанная в 1988 году совместно советскими педагогами Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым, использует игру как основную форму деятельности и может эффективно помочь в достижении этой цели.

Ключевым условием для успешного обучения является создание атмосферы взаимного уважения и свободы в мыслях, действиях и выборе. Необходимо отказаться от навязывания взрослым своего опыта или знаний. Искусственное внедрение различных установок недопустимо. Важно, чтобы участники доверяли как словам друг друга, так и своим собственным ощущениям, избегая диссонанса между личным опытом и мнениями окружающих. Только в таком случае воспитание и обучение станут добровольным, приятным и радостным процессом, что позволит развить ключевые компетенции: навыки дружеского общения, межличностного взаимодействия, элементарного самоконтроля и регулирования своей деятельности. Без изнурительных тренировок дети смогут научиться четко и правильно выражать свои мысли.

Игра как форма коллективной деятельности

Эксперты в области дошкольного образования отмечают, что социо-игровая технология является эффективным инструментом для развития детей в раннем возрасте. Она способствует не только формированию социальных навыков, но и развитию эмоционального интеллекта. Игровые ситуации позволяют детям учиться взаимодействовать друг с другом, решать конфликты и принимать совместные решения. Психологи подчеркивают, что через игру дети осваивают важные жизненные навыки, такие как сотрудничество и эмпатия. Кроме того, социо-игровая технология помогает развивать креативность и критическое мышление, что является основой для успешного обучения в будущем. Внедрение таких технологий в образовательный процесс создает благоприятную атмосферу для всестороннего развития ребенка.

Дзюбан Е И социо игровая технологияДзюбан Е И социо игровая технология

Основные принципы: на что опираться, чему следовать

Обязательным элементом социо-игровой технологии является наличие определенных договоренностей и правил, призванных обеспечить всем и каждому максимальный комфорт. Так, и взрослый, и его подопечные имеют одинаковое право на ошибку. Отсюда вытекает, что во взаимодействии все оказываются равны – нет учителей и обучающихся, правых и неправых. Вне зависимости от возраста и багажа знаний участники группы являются одинаковыми субъектами развития, воспитания и обучения. Педагог принимает на себя роль человека, во всем равного дошкольнику: он не может оскорблять, унижать, поучать или судить его, а, наоборот, должен проявлять сдержанность, вежливость, терпимость. Ему необходимо не столько говорить, сколько молчать, слушать и создавать ситуации, в которых дети будут работать и обучаться самостоятельно.

За детьми также закрепляются определенные обязанности: они должны не превращать происходящее в хаос, а стремиться вести обсуждения, оживленные споры и беседы осознанно, без проявления некультурности по отношению к товарищам.

Благодаря снятию с педагога роли главного судьи и оратора дошкольники избавляются от внутренних зажимов и страхов – они привыкают свободно и открыто говорить, не боясь допустить ошибку. Поощряется движение, активность и одновременная ориентация сразу на несколько видов деятельности (принцип полифонии, он же «погнаться не за 2, а за 133 зайцами»), что делает мышление быстрым, гибким и многозадачным. Отмечаются неожиданные и удивительные открытия. Психологи и педагоги советуют обращать внимание и на детский шум – то, что раньше воспитатели считали раздражающим и желали быстрее пресечь, рассматривается социо-игровой технологией как естественное проявление дошкольниками желания работать (т.н. стихийно возникшие деловые «репетиции»).

Содружество педагога и детей

Название игры/упражнения Цель Необходимые материалы
“Паровозик дружбы” Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать, формирование чувства общности. Музыкальное сопровождение, карточки с изображением эмоций.
“Строим город” Развитие пространственного мышления, творческого воображения, умения договариваться и распределять роли. Крупный строительный материал (кубики, конструктор), фигурки людей и животных.
“Магазин игрушек” Развитие ролевой игры, умения вести диалог, освоение социальных ролей (продавец, покупатель). Игрушки, муляжи продуктов, деньги (игровые), касса.
“Театр теней” Развитие фантазии, мелкой моторики, умения выражать эмоции через движение. Простыня, источник света, фигурки для театра теней (готовые или сделанные детьми).
“Кто спрятался?” Развитие внимания, наблюдательности, умения описывать предметы и животных. Несколько игрушек, платок или покрывало.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о социо-игровых технологиях для дошкольников:

  1. Развитие социальных навыков: Социо-игровые технологии способствуют развитию социальных навыков у детей, таких как сотрудничество, коммуникация и разрешение конфликтов. Игры, в которых дети взаимодействуют друг с другом, помогают им учиться работать в команде и понимать эмоции других.

  2. Игровая мотивация: Дошкольники учатся лучше, когда процесс обучения происходит в игровой форме. Социо-игровые технологии используют элементы игры для вовлечения детей, что делает обучение более увлекательным и эффективным. Это помогает детям сохранять интерес к обучению и развивать креативное мышление.

  3. Инклюзивность и разнообразие: Социо-игровые технологии могут быть адаптированы для детей с различными потребностями и уровнями развития. Это создает инклюзивную среду, где каждый ребенок может участвовать в игре и обучении, что способствует формированию уважения и понимания к различиям между людьми.

социо -игровые технологии в ДООсоцио -игровые технологии в ДОО

Классификация игр и формирование групп

Работа всегда должна проводиться в небольших группах, состоящих из ровесников. Оптимальное количество участников – не более пяти человек. Чтобы избежать ситуации, когда кто-то из детей остается в стороне, можно использовать различные критерии для разделения, например, цвет волос или глаз, этаж проживания, наличие домашних животных и так далее. В каждой группе обязательно должен быть лидер, который выбирается самими детьми и периодически меняется.

Воспитатель активно вовлекает детей в разнообразные виды деятельности (сидя, стоя, за столами, на улице и т.д.), постоянно меняя темп и ритм. Это способствует пассивному обучению дошкольников умению сосредотачиваться и быть внимательными, ведь четкое понимание начала и конца занятия помогает избежать игнорирования установленных рамок.

Игровые задания можно классифицировать следующим образом:

  1. Задания для создания рабочего настроя. Основная задача – пробуждение интереса к взаимодействию и активизация физических ресурсов.
  2. Задания для социо-игрового вовлечения. В этом случае происходит непосредственное общение между педагогом и детьми, в ходе которого они учатся, запоминают, различают, систематизируют или осваивают новый материал.
  3. Разминки. Эти игры характеризуются быстрым возникновением азарта, смеха и легкости. Дети психологически и физически расслабляются и отдыхают.
  4. Задания для творческого самовыражения. Итогом таких занятий должно стать достижение результата в художественной сфере, например, формирование эстетического вкуса, обучение основам рисования, танцев или музыкального исполнения.
  5. Вольные игры. Обычно они проводятся на открытом воздухе, так как требуют большего пространства и свободы движений.

Тем не менее, начинать освоение игр сразу – это рискованное и не совсем правильное решение.

Чтобы социо-игровая технология принесла ожидаемые результаты, ее реализация должна проходить в три этапа:

  1. Привитие правил и культуры толерантного общения. Ребенок учится слушать, слышать и успешно договариваться с партнерами.
  2. Отработка полученных навыков в мини-группах. Дошкольник на практике осваивает организацию общения, что позволяет ему достигать поставленных учебных задач (ответить, найти, предложить и т.д.).
  3. Полноценная и эффективная работа воспитателя с детьми, использование общения как важного педагогического инструмента.

Групповая игра

Примеры игр

В соответствии с ФГОС в рамках социо-игровой технологии может реализовываться множество заданий и упражнений, однако они должны обязательно соответствовать физическому, психическому и умственному развитию детей. Они также предполагают ориентированность на общество и общественные связи: например, сюжетно-ролевые игры во врачей, продавцов, пожарных и пр. формируют в ребятах определенные нравственные ценности и учат улавливать особенности во взаимоотношениях между людьми.

Интересный факт! Эффективный прием: отводить роль отрицательных персонажей воспитателю, а положительных – детям. Это может быть грубый, всем недовольный продавец и доброжелательные, вежливые покупатели.

В заключение необходимо провести «рефлексивное последействие», во время которого ребята самостоятельно выявят, как следует и не следует поступать в разных ситуациях.

Сюжетно-ролевая игра "В гости к Маше на день рождения"Сюжетно-ролевая игра "В гости к Маше на день рождения"

Может социально-игровая технология выражаться и в виде интегрированной деятельности, т.е. объединяющей в себе сразу несколько направлений. Например, во время «Ярмарки» ребята сначала получают задание совместно решить, какой продукт они хотят выставить на прилавок, затем – общими усилиями его создать. В конце участники мини-групп осматривают самодельные «товары» друг друга, обсуждают их, делятся впечатлениями, а также разыгрывают покупку и продажу.

Сюжетно-ролевые игры

Методы оценки эффективности социо-игровой технологии

Оценка эффективности социо-игровой технологии для дошкольников является важным этапом в процессе её внедрения и применения. Для того чтобы определить, насколько успешно данная технология способствует развитию детей, необходимо использовать разнообразные методы, которые позволят получить объективные данные о её влиянии на различные аспекты развития.

Первым методом оценки является наблюдение. Воспитатели и педагоги могут фиксировать поведение детей в процессе игры, обращая внимание на их взаимодействие друг с другом, уровень вовлеченности в игру, а также на проявление социальных навыков, таких как сотрудничество, коммуникация и разрешение конфликтов. Наблюдение позволяет выявить изменения в поведении детей до и после внедрения социо-игровой технологии.

Вторым методом является анкетирование. Опросы могут быть направлены как на родителей, так и на педагогов. Вопросы могут касаться изменений в поведении детей, их эмоционального состояния, а также уровня интереса к играм и занятиям. Анкетирование позволяет собрать мнения и впечатления различных участников образовательного процесса, что способствует более полному пониманию эффективности технологии.

Третий метод – это использование тестов и диагностических методик. Существуют специальные инструменты, которые позволяют оценить уровень развития социальных навыков, эмоционального интеллекта и других важных аспектов. Применение таких тестов до и после внедрения социо-игровой технологии поможет количественно оценить её влияние на развитие детей.

Четвертым методом является анализ результатов деятельности детей. Это может включать в себя оценку творческих работ, проектов, а также участие в коллективных играх и мероприятиях. Сравнение результатов до и после внедрения технологии поможет выявить положительные изменения в уровне развития детей.

Кроме того, важно учитывать и качественные аспекты. Обсуждения с детьми о том, что им понравилось в играх, какие эмоции они испытывали, могут дать ценную информацию о том, насколько социо-игровая технология была успешной. Важно создать атмосферу доверия, чтобы дети могли открыто делиться своими впечатлениями.

В заключение, оценка эффективности социо-игровой технологии требует комплексного подхода, включающего как количественные, так и качественные методы. Это позволит не только определить успешность внедрения технологии, но и выявить области, требующие доработки и улучшения, что в конечном итоге приведет к более качественному образовательному процессу для дошкольников.

Вопрос-ответ

Какова основная идея социо-игровой технологии?

Социо-игровая технология ориентирует на поиск способов общения с ребёнком, когда создаётся ситуация доверия и взаимотворчества, позволяющая включаться в процесс эффективного обучения чему-либо. Основная идея — организация собственной деятельности детей, умение договариваться и соблюдать установленные правила.

Что такое социо-игровая педагогика?

Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения, основана на принципе организации занятий как игры жизни между командами детей (малыми социумами). В командах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются.

Советы

СОВЕТ №1

Используйте игровые элементы для обучения. Включайте в занятия ролевые игры, которые помогут детям развивать социальные навыки, такие как общение, сотрудничество и разрешение конфликтов.

СОВЕТ №2

Создавайте безопасную и поддерживающую атмосферу. Убедитесь, что дети чувствуют себя комфортно в группе, чтобы они могли свободно выражать свои мысли и эмоции во время игр.

СОВЕТ №3

Включайте разнообразные сценарии и темы. Используйте различные сюжеты и персонажей, чтобы поддерживать интерес детей и развивать их воображение, что способствует более глубокому пониманию социальных взаимодействий.

СОВЕТ №4

Регулярно проводите рефлексию после игр. Обсуждайте с детьми, что они узнали, какие эмоции испытывали и как можно улучшить взаимодействие в будущем. Это поможет им осознать важность социальных навыков.

Ссылка на основную публикацию
Похожее