Хотите заниматься онлайн? Начните прямо сейчас
Перейти к занятиям
Однако, не стоит делать это в виде занятий за столом. Начните с самого простого. Прогуливаясь во дворе, обратите внимание вашего малыша на что-то круглое, шарообразное: колесо и мяч. В магазине продаются квадратные и прямоугольные предметы: коробочки и книжки. Даже если вы будете просто называть предмет и его форму, у вашего малыша будет расширяться кругозор, он будет учиться сравнивать предметы, увеличивать словарный запас и, конечно, у него начнет формироваться пространственное восприятие, которое очень пригодится в жизни.
Называем геометрические фигуры всегда и везде
Если во время игр или чтения книг вам встречается какая-либо фигура, обязательно обращайте на нее внимание малыша и называйте ее («Посмотри, мячик похож на круг, а кубик – на квадрат»). Даже если вам кажется, что ребенок еще вряд ли запомнит названия фигур, все равно произносите их, и они обязательно отложатся у него в голове. Делать это можно уже до года. Поначалу указывайте только на основные фигуры (квадрат, круг, треугольник), затем, когда поймете, что малыш их усвоил, начинайте изучать и другие фигуры.
С какого возраста можно начинать изучать фигуры?
Дети с рождения окружены разными по форме предметами: бутылочки, соски, погремушки, кубики, пирамидки. Ученые выяснили, что уже 5-месячный малыш может зрительно различать предметы по формам.
Пока вашему крохе еще не исполнилось 1,5 года, ваша задача в этом процессе лишь помогать любознательному малышу в познании окружающего мира. В чем же состоит эта помощь? Первое — это не препятствовать ему в развитии. Давайте в руки всё, что для детей безопасно. Трогая, осязая и смотря на всё вокруг, малыши с раннего возраста учатся различать предметы, даже пока не зная названия их форм. Всё, процесс процесс обучения уже идет! Второе: называйте не только предмет, но и его характеристику: “круглая тарелочка, квадратная книжка” — на начальном этапе этого вполне достаточно, чтобы у ребенка постепенно формировалось пространственное представление.
С 2 лет дети учатся различать простые фигуры — круг, квадрат, треугольник.
Первая фигура, которую ребенку нужно запомнить — круг. Ищите вместе с ребенком круглые предметы, показывайте круги, рисуйте на мольберте круги разной величины и цвета.
В 3 года дети уже могут знакомиться с овалом, ромбом, прямоугольником. Вместе с тем, обязательно закрепляйте уже ранее изученные фигуры.
К 4 годам детки уже могут группировать фигуры по форме, величине и цвету, делать небольшие аппликации из фигур, выделять фигуры из общей картинки.
С 5 лет дети способны освоить понятия трапеции, многоугольника.
В 6 лет дошкольники приступают к изучению объемных фигур — конус, пирамида, цилиндр, шар, куб.
Важно: не нужно заставлять малыша учить фигуры. Просто играйте, приклеивайте, рисуйте фигуры, и конечно, проговаривайте их названия и цвет. Так ребенок гораздо быстрее и охотнее все запомнит. Не паникуйте, если ваш малыш быстро не запомнил названия всех фигур. Каждый ребенок живет и развивается в своем темпе, не стоит требовать от него много и, тем более, сравнивать с другими детьми. Регулярность игр с фигурами поможет ему запомнить их названия и разобраться в отличиях.
Зачем изучать геометрические фигуры с малышом?
- Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов: мяч круглый, стол прямоугольный и т.д. Анализируя сходство окружающих предметов с геометрическими фигурами, ребенок замечательно тренирует ассоциативное и пространственное мышление.
- Изучение геометрических фигур полезно для общего развития малыша, расширения его знаний об окружающем мире. Если знакомить ребенка с формами в раннем возрасте, в школе ему придется гораздо проще.
- На умении отличать геометрические фигуры основано множество интересных развивающих игр. Это конструирование, игры с сортером, мозаикой, математическим планшетом, блоками Дьенеша и т.п. Поэтому изучение форм в столь раннем возрасте будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребенка.
Итак, игры для изучения и закрепления знаний о геометрических фигурах:
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
Математика
Чтение
Окружающий мир
Логика
Английский язык
15 игр, которые помогут запомнить и научиться различать геометрические фигуры:
- Сортер. Одна из самых первых игр малыша. Играя в сортер, ребенок будет запоминать фигуры, осознавать их различие, развивать мышление и мелкую моторику.
- Картинки-половинки. Нарисуйте фигуры и разрежьте эти картинки пополам. Малыш должен сделать картинку целой.
- Лото. Играть в геометрическое лото можно в любом возрасте. С малышами можно брать только три фигуры, разных цветов, а со старшими дошкольниками можно взять лото уже с более сложными фигурами.
- Лепка. Можно не только лепить фигуры, но и раскрашивать их кусочками пластилина, а также делать длинные колбаски, из которых выкладывать контуры картонных фигур.
- Рисунок. Рисуйте фигуры, обводите по пунктиру, раскрашивайте одинаковые фигуры разными цветами (например, треугольники красным цветом , а круги зелёным).
- Найди такой же. Показывайте фигуру, которую нужно обнаружить на картинке или среди геометрических деталей.
- Аппликация. Детям очень нравится приклеивать. С детками помладше можно просто приклеивать фигуры, проговаривая название и цвет. Дошкольники постарше могут сделать из фигур несложные картины (домик, солнышко, цветок).
- Найти предмет, похожий на фигуру. Выберите фигуру и помогите ребенку найти предмет такой же формы.
- Обведи предмет. Сделайте трафареты фигур из картона или возьмите для обводки любые предметы, которые можно обвести и увидеть фигуру (тарелка, мыльница, кусочек сыра).
- Выложи фигуру. Нарисуйте пунктиром фигуры и попросите малыша выложить фигуру палочками. В качестве палочек можно использовать ватные палочки, спички и счетные палочки.
- Волшебный мешочек. Положите в непрозрачный мешок фигуры и попросите малыша наощупь определить, что за фигуру он нашел.
- Логический ряд. Начните выкладывать ряд из фигур, а ребенок пусть продолжит его в логической последовательности.
- Рисуем мелом. Нарисуйте мелом на асфальте разными цветами фигуры такого размера, чтобы в них мог встать ребенок. Ведущий называет цвет, а ребенок должен встать в фигуру такого цвета и назвать её.
- Хлопни раз, хлопни два. Возьмите фигуры (можно вырезать из картона) и предложите ребенку, например, такие правила. Когда вы показываете квадрат, он должен хлопнуть один раз, а когда треугольник — два раза. Также этот вариант игры можно усложнить. Пусть ребенок еще и называет фигуру и её цвет.
- Чего нет? Положите перед ребенком несколько фигур и попросите запомнить. Потом ребенок должен отвернуться, а вы уберете одну. Ребенок должен вспомнить все фигуру и назвать ту, которой нет. Это потрясающая игра на развитие памяти, мышления, внимания.
Основные техники и методики запоминания фигур
Есть немало техник и методик, которые сделают запоминание фигур интересным для детей. Подбор методик будет зависеть от возраста и познаний ребёнка.
- До достижения 1,5 лет проговариваем вслух окружающие предметы, снабжая свой рассказ информацией о форме (давай возьмем круглое яблоко).
- В возрасте 1,5 — 2 лет пользуемся картинками, раскрашиваем фигуры, используем сортеры для изучения фигур. Начинаем с самого простого — круга. Остальные фигуры будем подключать только после того, как ребенок усвоил понятие «круг».
- С 2 лет до достижения школьного возраста можем применять все существующие методики, следуя от простого к сложному.
При изучении геометрических фигур, важно действовать поэтапно. Начать следует с легких фигур: круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник, овал. Знания этих фигур доступны для детей 2-3 лет.
Детки постарше, 4-5 лет, включают в свой лексикон и берут в оборот представления об трапеции, параллелограмме, пентагоне, гексагоне, октагоне, декагоне и других многоугольниках. Они уже умеют анализировать, поэтому с легкостью сравнивают и находят отличия между фигурами.
Старшие дошколята знакомятся с объемными фигурами: цилиндр, пирамида, куб, шар, конус, призма.
Разберем некоторые варианты техник по изучению геометрических фигур:
1. Сортер – ищем «домик» для каждой фигуры. Ребенок не только запомнит фигуры, но и будет развивать мелкую моторику вкупе с мышлением.
2. Лепка. Лепите вместе с малышом геометрические фигуры – лучшего занятия для развития мелкой моторики рук и усидчивости просто не придумаешь.
3. Объемные наклейки и магниты, изображающие геометрические фигуры, тоже могут помочь ребенку закрепить в памяти названия фигур.
4. Ищем половинки. Разрежьте геометрические фигуры на две части, смешайте и предложите малышу найти вторую половину.
5. Аппликации. Также из вырезанных фигур можно составлять геометрическую аппликацию. Например, домик (квадрат + треугольник), ёлочку, машинку.
6. Обводить пунктирные геометрические фигуры.
7. Раскрасить или заштриховать предложенные вами геометрические фигуры.
7. Дорисовать фигуру по образцу.
8. Рисовать фигуры при помощи трафаретов.
9. Послушать сказку, где главные герои — геометрические фигуры, а потом зарисовать услышанное.
10. Положить в непрозрачный мешок фигуры разной формы и предложить на ощупь угадать форму предмета.
11. Отличная игра для развития памяти и внимательности. Взрослый готовит вырезанные фигуры разных цветов и размеров и выкладывает перед малышом. Они обсуждают цвета, называют фигуры, а после взрослый прячет фигуру. Задача ребенка обнаружить и назвать, какой фигуры нет.
12. Выкладывание геометрических фигур при помощи счетных палочек или спичек. Когда ребенок овладеет этим навыком, можно перейти на более сложный уровень — решать задачки. Например, убери одну спичку так, чтобы получился треугольник.
13. Ассоциации. Предложите ребенку назвать предметы, на которые похож круг или прямоугольник.
14. Шнуровки и различные рамки-вкладыши, например, квадраты Никитина, где нужно из нескольких предметов воссоздать квадрат, либо доски Сегена, где необходимо вставить недостающую деталь.
15. Подвижные игры. Например, на асфальте рисуются овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. По команде взрослого ребенок должен найти названную фигуру и встать в неё.
16. Видеоматериалы. Существует большое количество мультфильмов и обучающих материалов про геометрические фигуры. Посмотрите видео с малышом и обязательно обсудите увиденное.
17. Найдите в интернете и распечатайте картины, которые художники рисуют геометрическими формами, и предложите ребенку посчитать, сколько здесь кругов, прямоугольников и т. д.
Учим объёмные геометрические фигуры
Ближе к 6 годам будущие школьники уже способны к освоению объемных фигур. Плоский круг надувается и становится шаром, треугольник превращается в пирамиду или конус, а квадрат становится кубом. А также дети знакомятся с цилиндром, параллелепипедом и призмой. И снова игра поможет ребенку разобраться в новых понятиях.
- Конструктор. Если раньше ребенок просто играл с конструктором, то теперь можно сделать башню из цилиндра и конуса, найти шар и куб, построить дом из параллелепипеда и призмы.
- Обводить объемные фигуры на листе бумаги, прикладывая их разными частями. Очень хорошо развивается пространственное воображение.
- Сделайте сами цилиндры из втулок от туалетной бумаги, распечатывайте шаблоны фигур, вырезайте и склеивайте, а из разных коробок у вас получатся прекрасные параллелепипеды.
И, конечно, с этими же целями используйте игры, в которые вы играли с плоскими геометрическими фигурами.
Дети очень любят играть, а значит, любой процесс обучения пойдет быстрее, если он проходит в игре. Поэтому на нашем сайте все задания про плоские и объемные фигуры представлены в виде увлекательных заданий. В разделе “Изучаем фигуры” вы сможете найти подходящее вашему ребенку упражнение.