Начиная с древнейших времен, и по сей день военно-морской флот опора практически любой страны, имеющей выход к морю. У кого-то имеется мощные сверхсовременные суда, кто-то называет несколько старых катеров флотом. Но суть для всех одна и та же, эти суда охраняют водные просторы.
Военный корабль прошел долгий путь от бирем и галер до современных атомных подводных ракетоносцев и авианосцев. Но у моряков, как ни у кого соблюдаются традиции, особенно в названиях и классификации судов.
Устройство судов и кораблей и их архитектурно-конструктивные типы
В разговорной речи понятия «судно и корабль» употребляются как синонимы, но в соответствии с морской терминологией кораблями называют только военные плавсредства, а гражданские — правильно называть судами. Этой терминологии следует придерживаться при категоризации статьи (гражданское судно или военный корабль).
В военно-морском флоте все вооруженные суда, включая подводные лодки и малые ракетные катера, называются кораблями.
Типы плавсредств, которые могут относиться как к военным кораблям, так и к гражданским суднам, следует заносить непосредственно в категорию «Типы судов и кораблей».
Рекомендуется к прочтению: Общие сведения о средствах управления судами
Судно представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для морских, озерных или речных перевозок. Для обеспечения безопасности плавания судно должно обладать прочностью, не изменяющейся в процессе эксплуатации. Однако постоянный контакт с водой различной солености, влияние кислорода воздуха, соприкосновение с перевозимыми грузами, многие из которых представляют собой агрессивные среды, являются причинами возникновения и быстрого развития коррозионных процессов, ослабляющих прочность судна.
Этому способствует также наличие труднодоступных мест, где затруднительно своевременно обнаружить и устранить коррозию. Поэтому при постройке, эксплуатации и ремонте судов необходимо принимать меры для их защиты от коррозии и обрастания. К таким мерам, в первую очередь, относится своевременная окраска, правильное использование которой возможно только при хорошем знакомстве с судном и его устройством. Следует учитывать, что суда, предназначенные для путешествий, должны иметь привлекательный вид, обеспечиваемый применением высококачественных лакокрасочных материалов и правильным их использованием.
В эпоху парусного флота кораблем называлось любое мореходное судно за исключением маломерных. Чаще всего, однако, под кораблем понимали трехмачтовое судно, т. е. имеющее прямые паруса на всех трех мачтах, а сейчас — любое многомачтовое парусное судно с прямыми парусами. Отдельные типы кораблей сильно различались как по архитектуре, вооружению, так и по назначению (рис. 1).
В настоящее время существует множество различных типов судов, что вызвано разнообразием перевозимых грузов и эксплуатационными требованиями.
Рис. 1 Архитектурно-конструкционные типы судов: а — одноостровное с баком; б — одноостровное с ютом; в — одноостровное с удлиненным баком; г — одноостровное с удлиненным ютом; д — двухостровное; е — двухостровное с удлиненным баком; ж — двухостровное с удлиненным ютом; з — трехостровное; и — со сплошной надстройкой; к — гладкопалубное; л — квартердечное
Архитектурный тип судна определяется формой корпуса, количеством и расположением надстроек и рубок, палуб, дымовых труб и др. Внешний вид судна зависит от его основного назначения, так как на архитектуру судна влияют элементы, обеспечивающие скорость погрузочно-разгрузочных операций. В зависимости от числа и расположения надстроек различают следующие архитектурно-конструктивные типы:
- одноостровные суда
, имеющие одну надстройку: бак или ют (рис. 1, а, б). Удлиненный бак характерен для судов (рис. 1, в), работающих в тяжелых морских условиях (ледоколы, морские буксиры, спасатели). Промысловые суда, у которых оборудование расположено в носовой части корпуса, имеют удлиненный ют (рис. 1, г); - двухостровные суда
, имеющие обычно две надстройки: удлиненный бак или удлиненный ют (рис. 1, д, ж). Это, как правило, суда для перевозки жидких или сыпучих грузов разного назначения; - трехостровные суда
, имеющие носовую, кормовую и среднюю надстройки (рис. 1, з). Обычно такой вид имеют сухогрузные суда; - суда со сплошной надстройкой по длине
, обычно относящиеся к числу двухпалубных; используются для перевозки легких грузов большого объема или размещения в них обрабатывающих заводов (рис. 1, и); - гладкопалубные суда
без надстроек (рис. 1, к), имеющие на верхней палубе только рубки. Такая архитектура характерна для ледокольных судов; - квартердечные суда
(рис. 1, л), имеющие квартердек, т. е. местный подъем верхней палубы на 0,8-1,2 м в кормовой части. К их числу относятся промысловые суда, работающие в очень тяжелых морских условиях.
Формы основного корпуса судов
Форма основного корпуса характеризуется формой штевней, формой линии седловатости и килевой линии, обводами кормовой оконечности, определяемыми количеством гребных винтов и так далее. На схеме ниже показаны наиболее распространенные формы носовой оконечности морских судов.
У обычных морских транспортных судов форштевень прямой, с наклоном вперед. Это придает форме корпуса стремительность, улучшает всхожесть судна на волну и уменьшает заливаемость палубы. Транспортные суда ледового плавания, а также некоторые буксиры имеют так называемую «полуледокольную» форму носовой оконечности — с наклоном форштевня в подводной части на 40-50° и с почти вертикальной надводной частью форштевня. Наклон форштевня в подводной части улучшает условия плавания в битом льду, а почти вертикальный форштевень в надводной части позволяет следовать судну за ледоколом при проводке через ледяные поля, упираясь носом в специальный выем в корме ледокола. Для улучшения ледовых качеств специальных ледоколов их форштевень в подводной части выполняют с большим наклоном около 25-30°.
На быстроходных пассажирских лайнерах, а также на быстроходных судах носовая оконечность имеет бульбообразную форму в подводной части и клиперские образования в надводной. Наличие бульба уменьшает волнообразование и способствует уменьшению сопротивления воды движению судна, а клиперский нос позволяет получить более стремительную форму и уменьшает заливаемость палубы название «клиперский» перешло от парусных кораблей — клиперов, имевших аналогичную форму форштевня.
В последние годы бульбовая форма носа широко применяется на танкерах и сухогрузах с умеренными скоростями хода. У этих судов, имеющих полные образования корпуса, бульб в носу позволяет заострить носовые ватерлинии и районе кильватерной линии и уменьшить тем самым сопротивление формы.
У небольших рыболовных судов (траулеров, сейнеров) форштевень имеет как правило округлую «ложкообразную» форму.
Недавно в судостроении появился новый тип корпуса получивший название X-bow, который широко применяется на судах оффшорной индустрии и впервые был применен при создании американского эсминца класса Зумвальт.
Формы носовой оконечности морских судов
1 — нос транспортного судна с прямым наклонным форштевнем, 2 — нос судна ледового плавания, 3 — нос ледокола, 4 — ложкообразный нос рыбопромыслового судна, 5 — клиперский нос с бульбом, 6 — бульбообразный нос нефтеналивного танкера, 7 — нос типа X оффшорного судна
Классификация современных судов
Суда классифицируют по различным признакам, например районам плавания, назначению, материалу корпуса и надстроек и т. д. В зависимости от этого применяют схемы окраски наружного корпуса, механизмов и оборудования, расположенных на палубах, и внутренних (служебных, обитаемых и вспомогательных) помещений.
По районам плавания суда разделяют на морские (арктического, неограниченного, ограниченного, прибрежного плавания); рейдовые, внутреннего плавания (озерные и речные) и смешанного плавания типа “река-море”.
По назначению суда подразделяют на следующие типы: транспортные, промысловыеПромысловые добывающие и перерабатывающие суда, служебно-вспомогательные и суда технического флота.
Транспортные суда
подразделяют на следующие типы:
- пассажирские
— суда для обслуживания регулярных линий, туристских путешествий или круизов (рис. 2), массовых перевозок людей и суда местного сообщения; - грузовые
, которые, в свою очередь, делятся на сухогрузные [общего назначения, специализированные: рефрижераторные суда, контейнеровозы (рис. 3), баржевозы, лихтеровозы, суда с горизонтальным способом грузообработки, для перевозки навалочных грузов, автомашин, трейлерные суда ролкеры (ро-ро) (рис. 4), лесовозы; комбинированные суда, т. е. приспособленные для перевозки нескольких определенных грузов)] и наливные (танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (рис. 5); суда для перевозки навалочных грузов — балкеры (рис. 6) (руды, угля, минеральных удобрений, зерна и т. п.), газы (рис. 7); суда для перевозки химикатов, а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы, суда для перевозки скота и др.); - грузопассажирские;
- специальные
(паромы, баржи, буксирные суда, составы, толкачи, буксиры-толкачи, несамоходные толкаемые секции или баржи, а также автомобильно-пассажирские и железнодорожные паромы).
В настоящее время быстро развивается строительство судов комбинированного типа, т. е. судов, приспособленных дли перевозки нескольких определенных видов груза, что очень выгодно при организации встречных морских перевозок, так как исключает порожние балластные пробеги. К этому типу грузовых судов относятся нефтерудовозы, хлопколесовозы и т. п.
Рис. 2 Круизное судно «Oasis of seas» (Багамы) Источник: marinetraffic.com
Рис. 3 Контейнеровоз «Maersk Triple Е» (Дания) Источник: wikipedia
Предлагается к прочтению:
Морские буксирные суда, классификация и виды
Рис. 4 Ролкер «Grimaldi Lines» (Италия) Источник: cruisemapper.com
Промысловые суда
делят на:
- добывающие — траулеры (рис. 8);
- дрифтеры;
- сейнеры;
- тунцеловы;
- краболовы;
- добывающе-перерабатывающие (большие морозильные траулеры, рыбозаводы, большие и средние траулеры, траулеры — рыбоконсервные заводы, морозильные траулеры), перерабатывающие (плавучие базы, морозильные суда или производственные рефрижераторы) и обслуживающие (приемотранспортные, поисковые, научно-промысловые и др.).
Рис. 5 Танкер «Владимир Тихонов» (Россия) Источник: sdelanounas.ru
Служебно-вспомогательные суда
разделяют на:
- обслуживающие
— буксиры (рис. 9), обеспечивающие буксировку больших судов в узких местах и портах, или несамоходные суда, ледоколы (портовые, морские, речные, арктические линейные; спасатели, пожарные суда); - служебные
(научно-исследовательские, медико-санитарные, плавучие гостиницы, учебные и пр.).
Суда технического флота
подразделяют на:
- дноуглубительные снаряды;
- грунтовозные шаланды;
- суда-нефтесборщики;
- плавучие краны;
- крановые суда;
- плавучие докиМеталлические плавучие доки — общие сведения и классификация;
- плавучие мастерские;
- а также суда, предназначенные для выполнения строительных, мелиоративных и лесосплавных
работ; - суда для исследования Мирового океана —
плавучие буровые установкиСамоподъемные плавучие буровые установки, полупогружные нефтяные платформы (рис. 10), буровые суда и др.; плавучие электростанции и т. п.
Рис. 6 Балкер «Wave Friend» (Гонконг) Источник: marinetraffic.com
Рис. 7 Газовоз «Arctic Princess» (Норвегия) Источник: marinetraffic.com
Рис. 8 Средний морозильный траулер «Койда-2» (пр. 50010) Источник: fleetphoto.ru
Рис. 9 Буксир (Россия) МБ-121 (пр. 02980) Источник: sdelanounas.ru
Рис. 10 Нефтяная платформа «Астра» («Лукойл») в Каспийском море Источник: astrakhan-24.ru
Сухогрузы
Сухогруз общего назначения встречается чаще всего. На нём везут так называемые генеральные грузы (а заодно и негабаритные, да и очень тяжёлые тоже). Узнать сухогруз, находясь в порту или смотря фильмтелевизионную передачу, может даже непрофессионал. Такое судно всегда оснащается кранами для погрузки и разгрузки (они поднимают до двухсот тысяч килограммов). Товар на сухогрузе может быть отправлен в самой разной таре – ящики, контейнеры, бочки, тюки и др. Корабль имеет две палубы и крупные грузовые трюмы, занимающие главную часть объёма. Обычно один из трюмов – рефрижераторный, в нём повезут товары, нуждающиеся в заданном температурном режиме.
Специализированные сухогрузы перемещают однородные товары и называются соответственно. Например, лесовоз, контейнеровоз, скотовоз – эти названия понятны всем без особых пояснений. Есть, однако, и более «сложные». Знаете ли вы, например, что такое балкер? Или – ролкер? Сейчас мы поясним всё непонятное.
Рефрижераторы перевозят в основном продукты, по десять тысяч тонн в среднем. Будь автомобили или вагоны разумными, они бы позеленели от зависти. Смотря по виду груза, внутри может поддерживаться стабильная температура от плюс шести до минус двадцати градусов. Отдельные рефрижераторы оснащаются холодильными установками повышенной мощности, способными не просто стабилизировать температуру, но и очень быстро заморозить крупные партии продуктов.
Такие суда востребованы, например, в рыболовецком флоте, где задача сохранения добытых морепродуктов в максимально свежем виде очень актуальна. Рефрижераторы, предназначенные для транспортировки фруктов, овощей, оборудуются мощной вентиляцией трюмов.
Классификация кораблей ВМФ России
Корабли ВМФ России в зависимости от их основного предназначения и оружия подразделяются на классы. Класс кораблей — это вид классификации кораблей и судов по основному их оружию и назначению. В настоящее время существуют следующие классы военных кораблей.
Авианесущие корабли
(рис. 11) — класс крупных надводных кораблей специального назначения, предназначенных для обеспечения воздушного прикрытия соединения кораблей, высадки сил десанта, нанесения воздушных ударов по соединению кораблей и отдельным кораблям противника, по его прибрежной береговой обороне, а также для транспортировки грузов и людей, связи между кораблями соединения.
Рис. 11 Авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Источник: fleetphoto.ru
Они оборудованы средствами обеспечения базирования и функционирования летательных аппаратов. Основным вооружением авианесущего корабля являются самолеты и вертолеты палубного базирования.
Крейсера
(рис. 12) — класс крупных надводных боевых кораблей, предназначенных для выполнения задач независимо от основного флота, среди которых может быть уничтожение боевых кораблей (надводных и подводных) и торговых судов противника, оборона своих соединений боевых кораблей и конвоев, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов.
Рис. 12 Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (пр. 1144.2) Источник: fleetphoto.ru
Предлагается к прочтению:
Могущественные крейсера современного флота
Крейсер имеет различные виды вооружения многоцелевого характера (артиллерийское 150-250-мм калибра, минно-торпедное, противолодочное, ПВО и ракетное).
Подводные лодки
(рис. 13, 14) — класс подводных боевых кораблей и подводных кораблей специального назначения, предназначенных для поражения важных военно-промышленных и административных центров, уничтожения подводных лодок, кораблей и судов противника, ведения разведки, скрытной постановки минных заграждений, а также обеспечения высадки диверсионно-разведывательных групп. Основным вооружением подводной лодки является минно-торпедное или ракетное вооружение.
Рис. 13 АПЛ «Юрий Долгорукий» (пр. 955 «Борей») Источник: vpk.name
Рис. 14 Подводная лодка «Варшавянка» (пр. 636) Источник: topwar.ru
Учебные
— класс надводных кораблей специального назначения, предназначенных для прохождения морской практики курсантами, нахимовцами и слушателями учебных заведений ВМФ (рис. 15).
Рис. 15 Учебный корабль «Перекоп» (пр. 887) Источник: fleetphoto.ru
Эскадренные миноносцы (эсминцы)
(рис. 16) — класс надводных боевых кораблей, предназначенных для действий в составе эскадры в целях разведки, нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника, постановки минных заграждений, уничтожения в морском бою легких сил (эсминцев, миноносцев, боевых катеров) и подводных лодок, охранения своих крупных кораблей и конвоев, огневой поддержки при обеспечении высадки морских десантов, а также несения дозорной службы и брандвахты на дальних подступах к своим базам.
Рис. 16 Эскадренный миноносец «Неустрашимый» (пр. 11540) Источник: fleetphoto.ru
Основным вооружением эсминца являются самодвижущиеся мины (торпеды) и обычные мины.
Противолодочные корабли
(рис. 17, 18) — класс надводных боевых кораблей, предназначенных для поиска, обнаружения, слежения и уничтожения подводных лодок как в составе соединения кораблей, так и самостоятельно.
Рис. 17 Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» (пр. 1155) Источник: fleetphoto.ru
Основным вооружением противолодочного корабля являются гидроакустические и противолодочные комплексы.
Рис. 18 Малый противолодочный корабль «Уренгой» (пр. 1331М) Источник: fleetphoto.ru
Сторожевые корабли
(рис. 19, 20) — класс надводных боевых кораблей, предназначенных для охранения боевых кораблей и транспортов от атак подводных лодок, легких надводных сил и самолетов на переходе в море и при стоянках на открытых рейдах, несения дозорной службы и брандвахты на подступах к своим базам, постановки минных заграждений, нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам и огневой поддержки при обеспечении высадки морских десантов.
Рис. 19 Корвет «Стерегущий» (пр. 20380) Источник: fleetphoto.ru
Основным вооружением сторожевого корабляСторожевые корабли флота – классификация и назначение является различное оружие многоцелевого характера.
Рис. 20 Фрегат «Адмирал Горшков» (пр. 22350) Источник: fleetphoto.ru
В последнее время появилась новая классификация классов сторожевых кораблей — «фрегат» и «корвет». В советском флоте этих классов не существовало, так как корабли классифицировались по их назначению, а не по размеру. При этом классу «фрегат» соответствовали сторожевые корабли, а классу «корвет» — малые противолодочные и малые ракетные корабли.
Десантные корабли (рис. 21) — класс надводных кораблей специального назначения, предназначенных для транспортировки военной техники и личного состава морского десанта, а также его высадки на необорудованный берег.
Рис. 21 Большой десантный корабль «Минск» (пр. 775/П) Источник: fleetphoto.ru
Тральщики
(рис. 22) — класс надводных кораблей специального назначения, предназначенных для поиска, обнаружения, траления и уничтожения морских якорных и донных мин, проводки кораблей и судов через минные заграждения, постановки активных или оборонительных минных заграждений, а также используемых для охраны водного района (ОВР).
Рис. 22 Тральщик (пр. 1265 «Яхонт») Источник: fleetphoto.ru
Основным вооружением тральщика являются различные виды тралов и поисковые аппараты, в команду обязательно входят пловцы-минеры.
Боевые катера
(рис. 23) — класс малых надводных боевых кораблей, предназначенных для нанесения ударов по крупным боевым кораблям и транспортам противника, противолодочной обороны в стесненных прибрежных районах и при плохой видимости, а также используемых в целях ОВР.
Рис. 23 Ракетный катер «Молния» (пр. 1241) Источник: wikipedia
Основным вооружением боевых катеров являются самодвижущиеся мины (торпеды), артиллерия мелкого калибра, противолодочное или ракетное вооружение.
Контейнеровозы
Или по-другому контейнерные суда. Нетрудно догадаться, что они везут различные грузы, упакованные в контейнеры стандартного размера. В сотнях или тысячах контейнеров могут быть уложены от восьми до двадцати тысяч тонн товаров. При этом автоматизация и стандартизация достигли таких высот, что экипаж в десять человек или немногим больше даже на крупном контейнеровозе вполне достаточен. Вертикальные направляющие в трюме выполняют двоякую задачу: облегчение погрузки и предотвращение смещения груза из-за качки, штормов и так далее. Загрузить и разгрузить контейнеровоз можно во много раз быстрее, нежели обыкновенный сухогруз. Чтобы извлечь доставленные товары из трюмов, применяются портовые козловые краны, которые поднимают до двадцати пяти тысяч килограммов.
Лихтеровоз – один из подвидов контейнеровоза. Он перевозит баржи (внутри которых помещается от трёхсот до двух тысяч тонн полезной нагрузки). По прибытию в порт назначения, баржи спускают на воду и буксируют к причалам. Такой подход позволяет привозить большие грузы даже там, где суда с большим водоизмещением не пройдут.
Устройство военного корабля
Военный корабль — сложное самоходное инженерное сооружение, носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего государства и укомплектованное военной командой. Оснащен современным оборудованием, механизмами и вооружением и предназначен для выполнения задач, свойственных его классу. Всякий корабль должен обладать определенными мореходными качествами, долговечностью и иметь минимальную массу (водоизмещение) при достаточной прочности и требуемом вооружении. Основой любого корабля является корпус.
Корпус надводного корабля (рис. 24) — стальное водонепроницаемое полое внутри тело обтекаемой формы. Обеспечивает создание силы плавучести и является платформой, на которой монтируются различное вооружение и оборудование, обусловленное назначением корабля.
Рис. 24 Устройство военного корабля (схема расположения боевых постов эскадренного миноносца). 1 — стартовая установка берегового ракетного комплекса (БРК); 2 — стартовая установка зенитно-ракетного комплекса (ЗРК); 3 — стартовая установка противолодочного ракетно-торпедного комплекса (РТК); 4 — антенна гидролокационной станции (ГЛС); 5 — погреб боезапаса РТК; 6 — погреб боезапаса ЗРК; 7 — погреб боезапаса БРК; 8 — станция размагничивания; 9 — центральный пост управления оружием; 10 — котельные отделения; 11 — машинные отделения; 12 — погреба артбоеприпасов; 13 — минные погреба (бортовые); 14 — ангар вертолета; 15 — химический пост; 16 — буксируемая ГЛС; 17 — каты глубинных бомб; 18 — реактивный бомбомет ГБ; 19 — аварийные генераторы; 20 — артиллерийские башенные установки; 21 — антенные посты управления огнем ЗРК; 22 — обтекатель антенн радиолокационной станции (РЛС) дальнего обнаружения воздушных целей; 23 — мачты-трубы; 24 — антенны РЛС обнаружения воздушных целей; 25 — антенна навигационной РЛС; 26 — антенны РЛС обнаружения надводных целей; 27 — боевой информационный пост; 28 — ходовой мостик корабля; 29 — посты управления кораблем; 30 — торпедные аппараты; 31 — торпедные погреба
Корпус снабжается рулевым, якорным, швартовным, буксирным, грузоподъемным и другими устройствами. Внутри корпуса размещаются главные и вспомогательные механизмы, жилые и служебные помещения, погреба боеприпасов, хранилища топлива, масел, воды, цепные ящики для уборки якорных цепей и другие внутренние устройства. На верхней палубе корпуса устанавливаются надстройки, выводятся мачты, трубы и другие сооружения и механизмы.
Общее расположение судна
Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначенных для размещения на судне главных и вспомогательных механизмов, судового оборудования, судовых запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных постов, бытовых, хозяйственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, от размеров судна, а также предъявленных к нему требований.
На однотипных и близких по размерам судах их общее расположение может быть различным, в зависимости от требований заказчиков. Однако в последнее время в мировом судостроении проводится типизация судовых помещений, и в первую очередь, жилых и служебных помещений.
Расположение судовых помещений
Для ориентации местоположения того или иного помещения на судне приняты следующие названия палуб и междупалубных помещений:
- в корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно.
- в надстройках и рубках (снизу вверх): палуба первого яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки), палуба второго яруса рубки, палубы третьего яруса рубки и так далее. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назначение палуб: прогулочная, палуба салонов, шлюпочная, спортивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.
- пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном называют междудонным пространством или двойным дном. Пространство между вторым дном и ближайшей палубой называют трюмом, остальные междупалубные пространства — твиндеками.
- Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помещение по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт — ПрБ и ЛБ).
Специальные помещения — грузовые трюмы, помещения для обработки и хранения улова и прочее — занимают основную часть объемов корпуса на грузовых, грузопассажирских и рыболовецких судах. Планировка этих помещений определяется требованиями, предъявляемыми к выполнению грузовых операций, хранению и размещению груза, приему, обработке и хранению улова и тому подобное.Расположению специальных помещений, определяющих эксплуатационно-экономические показатели судна, подчиняют расположение всех других судовых помещений.
Служебные помещения располагают по всему судну, большей частью в трюме, в оконечностях судна, в рубках на верхней палубе, в помещениях бака и юта, иногда там, где запрещено оборудовать жилые помещения, например, над форпиком и ахтерпиком и ниже ватерлинии. Часть навигационных помещений — рулевую, штурманскую, радиорубку — располагают на мостике; помещение лага и эхолота — на втором дне. Мастерские располагают обычно в районе машинно-котельных отделений.
Жилые помещения экипажа на грузовых судах находятся, как правило, в надстройке или под верхней палубой основного корпуса, но не ниже ватерлинии, преимущественно ближе к средней части судна, где менее всего ощущается качка и вибрация от работающих гребных винтов. Исключение составляют грузовые суда с чисто кормовым расположением машинного отделения: здесь все жилые помещения экипажа судна размещают в кормовой надстройке. На пассажирских судах каюты команды размещают в нос, в корму и ниже пассажирских кают, а каюты комсостава — на одном из верхних ярусов надстройки, обычно в районе рулевой рубки (ярусом ниже). Каюту капитана обычно располагают по правому борту на ярус ниже ходовой рубки. Все каюты штурманов размещают здесь же или ниже ярусом; каюты старшего механика, механиков и машинной команды располагают по возможности ближе к машинному отделению; каюты палубной команды размещают по правому борту, машинной — по левому.
Жилые помещения пассажиров на пассажирских судах располагают по возможности в средней части, преимущественно в надстройках и в верхних твиндеках основного корпуса. Размещать пассажирские каюты ниже палубы переборок не рекомендуется, а ниже ватерлинии — запрещено. Каюты пассажиров, как правило, имеют естественное освещение, однако на крупных судах, перевозящих большое количество пассажиров, имеются каюты и без естественного света.
Под общественные помещения отводят лучшие районы надстроек и палуб с хорошим обзором. Некоторые общественные помещения — рестораны, театры, закрытый купальный бассейн, спортзал и тому подобное — оборудуют в помещениях, не имеющих естественного освещения.
Помещения бытового обслуживания оборудуют в районе общественных помещений, но они, как правило, не имеют естественного освещения. Помещения пищеблока должны находиться вблизи тех объектов, которые они обслуживают. Так, камбуз или хлебопекарню размещают вблизи столовой для команды, кают-компании или ресторана, обычно на одной и той же палубе, или под ними, с оборудованием специального лифта для подачи пищи из камбуза в буфетные. В свою очередь, провизионные кладовые располагают рядом или на один-два яруса ниже камбуза. При расположении провизионных кладовых обязательно учитывают удобство погрузки провизии на судно с помощью судовых средств.
Санитарно-гигиенические помещения размещают в непосредственной близости от жилых помещений или в одном блоке с ними. Банно-прачечный блок размещают в кормовой части корпуса ниже верхней палубы, в районе, не используемом для постоянного пребывания людей.
Медицинский блок располагают в надстройке, обычно в средней части судна, подальше от основных магистральных коридоров и мест скопления экипажа и пассажиров.
Помещения судовых запасов и снабжения располагают в районе жилых и общественных помещений (кладовые уборочного инвентаря, ковров, дорожек, чехлов, спортинвентаря), а также в районе открытых палуб (кладовые аварийно-спасательного имущества, водолазного имущества). Запасы топлива, котельно-питательной воды, масла, а также водяной балласт размещают в отсеках двойного дна и в диптанках, которые оборудуются в районе машинно-котельного отделения и в районе форпика. Форпик и ахтерпик, как правило, используют в качестве балластных цистерн. Расходные топливные цистерны размещают в районе машинно-котельного отделения. Запасы пресной питьевой воды хранят во вкладных цистернах.
Расположение судовых помещений на автомобильно-пассажирском пароме: белым цветом обозначены помещения для автомобильного транспорта, синим — для пассажиров, серым — служебные помещения экипажа, желтым — номера палуб
Элементы конструкции судов
Все суда имеют общие конструктивные элементы — корпус и оборудование. Различают корпус основной и надстройки, оборудование делят на энергетическое, судовые устройства и системы, оборудование помещений и др.
Основной корпус состоит из наружной водонепроницаемой обшивки и набора. Передняя часть корпуса называется носом, или носовой оконечностью, в ней расположен форпик, являющийся первым отсеком корпуса судна. Задняя часть называется кормой или кормовой оконечностью. В ней расположен последний отсек, называемый ахтерпиком (рис. 25). Переборка, отделяющая форпик от других отсеков судна, называется таранной или форпиковой. При повреждении носовой оконечности она препятствует проникновению воды внутрь корпуса.
Рис. 25 Схема продольного разреза судна. 1 — надстройка 1-го яруса; 2 — надстройка 2-го яруса; 3 — надстройка 3-го яруса; 4 — тентовая палуба; 5 – труба; 6 — рубка; 7 — форпик; 8 — ахтерпик; 9 — машинное отделение; 10 — грузовой трюм; 11 — коффердамы; 12 — топливные танки
Для устранения возможности попадания газообразных продуктов, выделяющихся из жидкого топлива, в соседние грузовые или жилые помещения их разделяют специальными отсеками, имеющими вентиляционные трубы, называемыми коффердамами.
Цистерны в двойном дне используют для хранения запаса топлива, смазочных масел, пресной воды и жидкого балласта.
Надстройки сооружаются выше главной палубы и простираются от борта до борта. В них располагаются жилые и прочие помещения, которые могут быть общественными, санитарнно-гигиеническими, служебными, хозяйственными, грузовыми и т. п. Носовая надстройка называется баком, кормовая — ютом. Средняя надстройка специального назначения не имеет. Надстройки, ширина которых меньше ширины судна, называются рубками.
Будет интересно: Конструкции и проектирование корпусов плавучих доков
Корпус судна состоит из наружной обшивки, настил палуб и платформ, подкрепленных набором. Наружная непроницаемая обшивка вместе с набором образует борта, днище и оконечности судна. Расположенное горизонтально сплошное перекрытие, опирающееся на борта и переборки, называется палубой. Если она расположена не по всей длине судна, ее называют платформой.
Внутреннее пространство корпуса по высоте разделяется палубами и платформами на междупалубные пространства, которые называются твиндеками. Верхней палубой считают непрерывную палубу корпуса; палуба, расположенная ниже, считается второй, еще ниже — третьей, четвертой и т. д. Палубу над рулевой рубкой называют верхним мостиком (рис. 26). На двухпалубных судах есть верхняя и нижняя палубы, на трехпалубных — верхняя, средняя и нижняя.
Рис. 26 Схема расположения на судне палуб и помещений
Для вентиляции междудонных отсеков в настиле второго дна делают лазы, размещаемые в противоположных концах таких отсеков. По длине корпус разделяют прочными водонепроницаемыми поперечными переборками, образующими на судне водонепроницаемые отсеки. Помещения, находящиеся над вторым дном, называют трюмами. Емкости, расположенные вне второго дна, используемые для размещения в них жидких грузов, называют диптанками. Любые емкости, применяемые для хранения в них жидких грузов, называют цистернами.
Всякие легкие водонепроницаемые переборки, разделяющие помещения, называют выгородками. Шахтами называют отсеки, проходящие через несколько палуб и не имеющие горизонтальных перекрытий. Мостиком, на котором расположены легкие рубки, называется поперечная платформа, расположенная поперек судна от одного борта до другого.
Сплошное ограждение открытой палубы называют фальшбортом. По длине фальшборта делают отверстия для быстрого стока воды.
Рангоутом называют расположенные на открытой палубе мачты, стеньги и другие трубчатые конструкции, предназначенные для несения сигналов и т. п. Верхняя часть мачты, называемая топом, заканчивается шаром или специальной наделкой — клотиком.
Дельными вещами называют унифицированные или стандартные изделия, необходимые для эксплуатации судна. К ним относятся судовые двери, горловины или крышки люков, иллюминаторы, световые люки, судовые трапы, петли, задрайки, крючки и прочие изделия.
Формы кормовой оконечности судов
Форма кормовой оконечности морских судов может быть самой различной, однако наиболее часто встречаются крейсерская, обыкновенная и транцевая корма.
Для морских быстроходных транспортных судов (грузовых, пассажирских и других типов) наиболее характерная крейсерская корма. Обыкновенная корма с подзором характерна для тихоходных и речных судов, транцевая — для специальных судов, быстроходных катеров и тому подобных кораблей.
Форма кормовой оконечности в значительной мере зависит от количества гребных винтов. У одновинтового судна в корме в диаметральной плоскости в районе расположения винта делается достаточно большой вырез, или «окно», в ахтерштевне. У двухвинтового судна обводы в корме также должны обеспечивать размещение гребных винтов. Поэтому, когда говорят об архитектурном типе судна, обязательно указывают сколько гребных винтов оно имеет. Форму подводной части кормы характеризует также форма и протяженность дейдвуда — узкой оконечности корпуса, в которую переходит килевая балка.
Формы кормовой оконечности морских судов
1 — обыкновенная корма с подзором (elliptical stern), 2 — крейсерская корма (cruiser stern), 3 — транцевая корма (transom stern)
Седловатость верхней палубы — это плавный подъем палубы от миделя в нос и в корму — способствует уменьшению заливаемости и увеличению запаса плавучести в носу и в корме, а также влияет и на внешний вид судна. Различают суда со стандартной седловатостью, определяемой по правилам о грузовой марке, суда с уменьшенной или увеличенной седловатостью и суда без седловатости. К числу последних относятся все речные суда, а также высокобортные морские суда: крупнотоннажные танкеры, круизные лайнеры и паромы. Иногда седловатость выполняют не плавно, а прямыми участками со сломами 2-3 участка на половине длины судна. Благодаря этому верхняя палуба не имеет двоякой кривизны, что упрощает ее изготовление.
Килевая линия большинства судов представляет собой горизонтальную прямую. Однако некоторые типы судов, например, портовые буксиры или промысловые суда, имеют наклонную килевую линию, т.е. имеют так называемый конструктивный дифферент на корму. При этом достигается лучшая поворотливость судна.
Ролкеры и балкеры
Ролкер, он же трейлерное судно – это корабль, на который можно горизонтально загружать технику благодаря откидыванию кормы. Внутрь въезжают сами (или провозятся терминальными тягачами) автомобили (как легковые, так и грузовые), железнодорожные вагоны и некоторые другие виды техники. Грузоподъёмность ролкера может колебаться от одной до десяти тысяч тонн. На палубу грузового парома ставятся контейнеры (дабы место не пропадало зря).
Важно
Использование судов такого класса отличается скоростной загрузкой и выгрузкой.
На балкер который грузы наваливаются и насыпаются без тары. Например, уголь и древесина, песок и руда металлов, зерновые, щебень, цемент. У балкеров есть только одна палуба. Поскольку перечисленные выше грузы не являются срочными, скорость судов может быть маленькой, зато достигается выигрыш в перевозимой массе (более ста тысяч тонн).
Другие особенности балкеров также обусловлены их функцией. Например, стенки могут наклоняться, чтобы насыпные грузы сами укладывались наиболее компактно. Размещение грузов внутри производится с использованием портовых погрузочных устройств. Лишь немногие балкеры оборудованы ленточными транспортёрами.
Лесовозы доставляют из одного порта в другой круглый лес и пиломатериалы. Как и балкеры, они в основном однопалубные. Если лесовоз не речной, а морской, он всегда усилен ледовой защитой, чтобы посещать порты в Северном Ледовитом океане.