В последние десятилетия технологии активно проникают в искусство и культуру, открывая художникам новые возможности для самовыражения. Виртуальная реальность и 3D-печать позволяют создавать уникальные инсталляции, скульптуры и мультимедийные проекты, ранее казавшиеся невозможными. Эта статья объясняет, как технологии трансформируют художественный процесс и расширяют восприятие искусства, а также демонстрирует примеры успешного применения инновационных решений в творчестве.
Обычное в необычном
В XXI веке музеи, художественные галереи и даже внешние стены зданий и переходов становятся местом для творчества, где можно увидеть:
- граффити;
- скульптуры, созданные из лего, зонтов, книг, бумаги, отходов и переработанного пластика;
- инсталляции из самых неожиданных материалов, включая фекалии;
- оригинальные памятники, выполненные из привычных предметов.
На набережной в Салониках инсталляция, состоящая из 40 зонтиков, привлекает внимание не меньше, чем Белая башня и памятник Александру Македонскому. Автор задумал, чтобы прохожие могли взаимодействовать с инсталляцией и ощутить ее энергетику. Действительно, дети, подростки и взрослые с удовольствием взаимодействуют с этой необычной работой, а велосипедисты и автомобилисты замедляют движение, чтобы насладиться красотой металлических зонтиков.
Необычное представление обычных предметов стало одной из самых востребованных новых тенденций в искусстве. Для их авторов важны такие аспекты, как цвет, форма, размеры и общее восприятие.
Еще одним примером является лэнд-арт скульптура в Екатеринбурге, выполненная в виде компьютерной клавиатуры. Она создана из бетона в масштабе 30:1 и включает 104 клавиши.
Хотя бетонная клавиатура официально не считается памятником или достопримечательностью, она включена в 32 путеводителя по Екатеринбургу и пользуется популярностью как среди местных жителей, так и среди туристов.
Эксперты отмечают, что взаимодействие искусства и новых технологий открывает бесконечные горизонты для творческого самовыражения. Современные художники используют виртуальную реальность, дополненную реальность и искусственный интеллект, чтобы создавать уникальные произведения, которые ранее были невозможны. Например, с помощью AI можно генерировать новые визуальные образы или музыкальные композиции, что ставит под сомнение традиционные представления о авторстве и оригинальности.
Кроме того, цифровые платформы позволяют художникам достигать широкой аудитории, устраивая виртуальные выставки и перформансы. Это не только расширяет доступ к искусству, но и создает новые формы взаимодействия между зрителем и произведением. В то же время, эксперты предостерегают от чрезмерной зависимости от технологий, подчеркивая важность человеческого элемента в творческом процессе. Таким образом, синергия искусства и технологий может привести к новым, захватывающим формам культурного выражения, но требует внимательного подхода и осознания рисков.

Тату
Искусство и новые технологии вышли далеко за пределы мольберта и воображения создателя. Если раньше в распоряжении художника были краски, кисти и холсты, то сегодня он волен создавать шедевры на человеческом теле.
Тату повторяет судьбу граффити, переходя из статуса субкультуры в категорию культуры для широких масс. К боди-арту уже приобщились дизайнеры, фотографы. В разных странах появились коллекционеры татуировок.
В 2006 году популярный в Бельгии художник набил татуировку на спине парня из числа добровольцев и оставил свой автограф. Через 2 года работу купил немецкий коллекционер, оценив ее в 150 тысяч евро. По договоренности парень с тату должен выставлять спину с наколкой в музее несколько раз в году, а после смерти – завещать свою кожу коллекционеру.
Повторить бельгийский опыт хочет и Кейт Мосс – она готова продать кусок собственной кожи с тату коллекционеру за несколько миллионов долларов при жизни – Кейт согласна на пересадку. Ценность ее наколки в том, что сделана она «оригинальным Фрейдом» – художником Люсьеном Фрейдом.
Если говорить о тату как о новой технологии в искусстве кратко, то музеев татуажа становится в мире все больше – в них проводятся выставки работ, специально созданных авторами с мировыми именами.
Ведущие студии тату в Берлине и других европейских городах организуют на своей территории выставочные площадки и финансируют издательство каталогов с яркими рисунками-образцами для воспроизведения на человеческой коже.
| Технология | Применение в искусстве | Примеры |
|---|---|---|
| Виртуальная реальность (VR) | Создание иммерсивных выставок, интерактивных инсталляций, виртуальных скульптур | “Carne y Arena” Алехандро Гонсалеса Иньярриту, VR-музеи |
| Дополненная реальность (AR) | Оживление картин, создание интерактивных объектов в реальном пространстве, AR-фильтры | Приложение Artivive, AR-инсталляции в публичных местах |
| Искусственный интеллект (ИИ) | Генерация изображений, музыки, текстов, создание алгоритмического искусства, анализ художественных данных | Проект “The Next Rembrandt”, музыка, созданная ИИ, нейросети, генерирующие картины |
| 3D-печать | Создание сложных скульптур, прототипов, объектов с уникальной текстурой, реставрация произведений | 3D-печатные скульптуры, реплики древних артефактов, персонализированные украшения |
| Био-арт | Использование живых организмов, биотехнологий для создания произведений, исследование этических вопросов | Работы Эдуардо Каца (GFP Bunny), инсталляции с использованием бактерий и грибов |
| Проекционный мэппинг | Превращение зданий и объектов в динамичные холсты, создание иллюзий и световых шоу | Проекции на фасады зданий, интерактивные инсталляции на фестивалях света |
| Робототехника | Создание движущихся скульптур, интерактивных роботов-художников, перформансы с роботами | Роботы-художники, рисующие картины, роботизированные инсталляции, танцующие роботы |
| Блокчейн и NFT | Цифровое владение искусством, подтверждение подлинности, монетизация цифровых произведений | Продажа NFT-искусства (Beeple), токенизация физических произведений, децентрализованные галереи |
| Сенсорные технологии | Интерактивные инсталляции, реагирующие на движение, звук, прикосновение, биометрические данные | Инсталляции, меняющие цвет или форму в зависимости от присутствия зрителя, звуковые ландшафты |
| Генеративное искусство | Использование алгоритмов и кода для создания уникальных и постоянно меняющихся произведений | Генеративные картины, музыкальные композиции, интерактивные инсталляции, созданные кодом |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов, связанных с темой “Искусство и новые технологии”:
-
Цифровое искусство и NFT: В последние годы цифровое искусство стало популярным благодаря технологии блокчейн и невзаимозаменяемым токенам (NFT). Художники могут продавать свои цифровые произведения как уникальные объекты, что изменяет традиционные представления о собственности и авторских правах в искусстве. Например, в 2021 году цифровая работа художника Бипла была продана на аукционе за рекордные 69 миллионов долларов.
-
Искусственный интеллект в творчестве: Искусственный интеллект активно используется в создании произведений искусства. Алгоритмы могут генерировать картины, музыку и даже литературу. Например, проект “Obvious” создал портрет “Эдмона Белами”, который был сгенерирован ИИ и продан на аукционе за 432 500 долларов. Это поднимает вопросы о том, что такое творчество и кто может считаться художником.
-
Виртуальная и дополненная реальность: Технологии VR и AR открывают новые горизонты для художников и зрителей. Виртуальные выставки позволяют людям со всего мира посещать галереи и музеи, не выходя из дома. Художники могут создавать интерактивные инсталляции, которые позволяют зрителям взаимодействовать с искусством на новом уровне. Например, проект “The Night Cafe” позволяет пользователям исследовать виртуальную версию знаменитой картины Ван Гога в 3D-пространстве.
Эти факты подчеркивают, как новые технологии трансформируют мир искусства, открывая новые возможности для творчества и взаимодействия с аудиторией.

Граффити
Уличное и интерьерное граффити представляют собой современные технологии в искусстве и культуре, обладающие практическим значением. Их суть заключается в создании комфортной городской среды для жителей. Психологи отмечают, что большие пустые пространства могут угнетать людей и оказывать негативное влияние на психику.
Яркие граффити все чаще украшают глухие торцевые стены многоэтажек, позволяя жильцам оживить визуальную атмосферу и сделать ее более позитивной и благополучной.
Современное граффити, как жанр живописи, подтверждается тем, что жители многоквартирных домов обращаются к профессиональным художникам за советом, стремясь адаптировать сюжет картины к конкретным условиям.
Настенная живопись часто отражает культурные особенности, быт и стиль жизни конкретного дома. На одной стене может светить солнце, в то время как другая может быть украшена портретом современного героя или жизнеутверждающей надписью. Все детали обсуждаются и прорабатываются, прежде чем специалисты приступают к созданию окончательного варианта.
В частных загородных домах не только фасады, но и крыши становятся холстами для художников. Хотя орнаментальная роспись не так популярна, как отделка наружных стен декоративной штукатуркой, у нее есть свои ценители и поклонники.
Связь между дизайном и граффити открыла новые горизонты для последнего в жилых интерьерах. Роспись добавляет динамику и смелость в статичные пространства, разбавляя скучную монотонность яркими акцентами. Граффити часто используется для украшения детских комнат и рабочих кабинетов. При выборе тематики интерьерной росписи важно учитывать личные качества человека, его взгляды на жизнь и предпочтения, чтобы создать подходящую атмосферу.
Цифровое искусство
Эпоха интернета неразрывно связала искусство и новые информационные технологии, внесла коррективы в художественную среду.
Появилось новое направление – цифровое, с делением на жанры и формы:
- двух- и трехмерная анимация;
- интерактивные системы;
- голографические изображения;
- цифровая живопись;
- цифровая фотография;
- веб-дизайн;
- электронная музыка;
- электронные книги.
Цифровое направление не противопоставляет себя традиционной живописи, графике, архитектуре – оно развивается в контексте аналогового и при активном взаимодействии с ним.
Что дают цифровые технологии современному обществу и культуре? Интерактивность, контакт автора и зрителя, читателя, ценителя.
Вчерашний зритель может стать автором произведения, найти единомышленников, объединить их вокруг себя, минуя бюрократические преграды. Эволюция интернета создает предпосылки для дальнейшего развития цифрового направления, появления новых жанров.

Виртуальная реальность в искусстве
Виртуальная реальность (VR) представляет собой одну из самых захватывающих и быстро развивающихся технологий, которая находит все большее применение в сфере искусства. Эта технология позволяет создавать интерактивные и иммерсивные художественные произведения, которые не только расширяют границы традиционного искусства, но и открывают новые возможности для взаимодействия с аудиторией.
Одним из ключевых аспектов виртуальной реальности в искусстве является возможность полного погружения зрителя в созданный художником мир. В отличие от традиционных форм искусства, таких как живопись или скульптура, VR позволяет зрителю стать активным участником произведения. Он может перемещаться по виртуальному пространству, взаимодействовать с объектами и даже влиять на развитие сюжета. Это создает уникальный опыт, который невозможно получить в рамках обычной выставки.
Современные художники используют VR для создания инсталляций, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными проектами. Например, художники могут создавать виртуальные галереи, где зрители могут «посетить» выставку, находясь в любой точке мира. Это не только democratizes доступ к искусству, но и позволяет художникам экспериментировать с формами и концепциями, которые были бы невозможны в физическом пространстве.
Кроме того, виртуальная реальность открывает новые горизонты для образовательных программ и выставок. Музеи и галереи начинают использовать VR для создания образовательных программ, которые позволяют зрителям глубже понять контекст произведений искусства. Например, с помощью VR можно воссоздать исторические события или культурные контексты, в которых были созданы те или иные произведения, что значительно обогащает опыт восприятия.
Однако, несмотря на все преимущества, использование виртуальной реальности в искусстве также вызывает определенные вопросы и вызовы. Одним из них является необходимость в техническом оборудовании, которое может быть недоступно для широкой аудитории. Кроме того, существует риск, что VR может отвлечь зрителей от традиционных форм искусства, что может привести к их обесцениванию.
Тем не менее, виртуальная реальность продолжает развиваться и находит свое место в современном искусстве. Художники и креативные специалисты активно исследуют новые возможности, которые предоставляет эта технология, создавая уникальные и запоминающиеся произведения. В конечном итоге, виртуальная реальность не только расширяет горизонты искусства, но и способствует его эволюции, открывая новые пути для самовыражения и взаимодействия с аудиторией.
Вопрос-ответ
Каково влияние новых технологий на искусство?
Такие программы, как Adobe Photoshop и инструменты 3D-рендеринга, стали для художников такими же необходимыми инструментами, как кисть и холст. Эти технологии не только расширили границы творчества, но и сделали искусство более доступным для более широкого круга людей, демократизировав процесс художественного творчества.
Как новые технологии преобразили искусство?
Меняем наше восприятие искусства. Дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR) превращают искусство в захватывающий опыт, выходящий за рамки возможностей традиционных медиа. Инсталляции с поддержкой AR позволяют цифровым элементам накладываться на физическое пространство, создавая интерактивный опыт, который развивается вместе с движением зрителя.
Чем отличается современное и актуальное искусство?
Более правильным считают термин «актуальное искусство» (англ. Contemporary art). Иными словами, главное отличие заключается в том, что актуальное обязательно современно, но современное — не обязательно актуально. По этим понятиям делятся и названия культурных институций за рубежом — художественных музеев и галерей.
Советы
СОВЕТ №1
Изучайте новые технологии, такие как виртуальная реальность и дополненная реальность, чтобы расширить свои творческие горизонты. Эти инструменты могут помочь вам создавать уникальные произведения искусства и взаимодействовать с аудиторией на новом уровне.
СОВЕТ №2
Не бойтесь экспериментировать с цифровыми инструментами и программами для создания искусства. Программное обеспечение для графического дизайна, 3D-моделирования и анимации может открыть перед вами новые возможности и помочь реализовать ваши идеи.
СОВЕТ №3
Следите за тенденциями в мире искусства и технологий, участвуйте в онлайн-курсах и вебинарах. Это поможет вам оставаться в курсе новинок и вдохновляться работами других художников, использующих современные технологии.
СОВЕТ №4
Сотрудничайте с профессионалами из других областей, такими как программисты или дизайнеры, чтобы создать междисциплинарные проекты. Это может привести к новым идеям и подходам в вашем творчестве, а также расширить вашу сеть контактов.



