Россия, Нижегородская область, городской округ Чкаловск, река Юг
Телефон:
+7 (831) 231-22- Показать номер
Пн-вс: 08:00—23:00
whatsapp telegram vk email

Этические проблемы новых репродуктивных технологий

В последние десятилетия репродуктивные технологии, такие как экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и суррогатное материнство, стали важными инструментами для решения бесплодия и создания семей. Однако их развитие вызвало серьезные этические вопросы, касающиеся прав человека, моральных норм и религиозных убеждений. В статье рассмотрим, как общество и церковь воспринимают эти технологии, а также обсудим этические дилеммы, связанные с опытом на эмбрионах человека. Понимание этих вопросов поможет читателям осознать сложность темы и сформировать собственное мнение о новых репродуктивных технологиях.

Методы искусственного оплодотворения

Перед тем как углубиться в морально-этические аспекты репродуктивных технологий, важно уточнить, что именно они собой представляют и какие методы используются для их реализации.

Современные репродуктивные технологии охватывают несколько типов искусственного осеменения. Наиболее популярными из них являются искусственная инсеминация и экстракорпоральное оплодотворение.

Процесс инсеминации включает в себя введение семени партнера или донора в матку, чтобы помочь преодолеть препятствия, мешающие естественному зачатия.

Искусственное оплодотворение

Эксперты в области биомедицинской этики подчеркивают, что новые репродуктивные технологии вызывают множество этических вопросов, касающихся прав человека, генетической модификации и социальной справедливости. Одной из главных проблем является возможность создания “дизайнерских детей”, что может привести к неравенству в обществе, где доступ к таким технологиям будет ограничен лишь состоятельными слоями населения. Также обсуждается вопрос о том, как эти технологии могут повлиять на восприятие семьи и родительства. Специалисты предупреждают о рисках, связанных с манипуляциями с генетическим материалом, которые могут иметь непредсказуемые последствия для здоровья будущих поколений. Важно, чтобы общество активно участвовало в обсуждении этих вопросов, чтобы обеспечить этическое использование новых технологий.

Протоиерей Игорь Аксёнов. Этические проблемы современных вспомогательных репродуктивных технологий.Протоиерей Игорь Аксёнов. Этические проблемы современных вспомогательных репродуктивных технологий.

Искусственная инсеминация клетками мужа

При воплощении метода интракорпорального оплодотворения в полость матки вводится порция сперматозоидов с тем, чтобы они оплодотворили самую созревшую к этому времени яйцеклетку. Уже оплодотворенная яйцеклетка приживляется с тем, чтобы продолжить свое развитие.

Этот метод хорош тем, что при его воплощении нет необходимости сознательно уничтожать «лишние» эмбрионы. Он представляет собой лишь вспомогательную медицинскую процедуру, при которой акт деторождения остается целостным во всех его составляющих: духовном, психическом, физическом. Поэтому для семейного союза не возникает сложностей морального порядка.

Лояльно к искусственной инсеминации относится и Православная Церковь. Она считает этот метод одним из допустимых средств зачатия, поскольку он не разрушает духовность и неразрывность семейного союза.

Искусственная инсеминация

Этическая проблема Описание проблемы Возможные решения/подходы
Статус эмбриона Когда начинается жизнь? Является ли эмбрион человеком с полными правами? Допустимо ли его уничтожение или использование в исследованиях? Разработка законодательства, определяющего правовой статус эмбриона. Общественные дискуссии и консенсус. Альтернативные методы исследований, не требующие уничтожения эмбрионов.
“Дизайнерские дети” и евгеника Возможность выбора желаемых характеристик у будущего ребенка (цвет глаз, интеллект, отсутствие болезней). Риск создания социального неравенства и возрождения евгенических практик. Законодательные ограничения на генетическую модификацию для немедицинских целей. Этические комиссии для оценки допустимости генетических вмешательств. Общественное образование о рисках евгеники.
Коммерциализация репродукции Продажа яйцеклеток, спермы, суррогатное материнство. Риск эксплуатации уязвимых групп населения, превращение детей в товар. Строгое регулирование и ограничение коммерческих аспектов репродуктивных технологий. Запрет на продажу гамет и суррогатного материнства в некоторых странах. Поддержка некоммерческих форм донорства и суррогатного материнства.
Права ребенка, рожденного с помощью НРТ Право знать своих биологических родителей (в случае донорства). Психологические последствия для ребенка, рожденного от донора или суррогатной матери. Создание реестров доноров с возможностью раскрытия информации по достижении ребенком совершеннолетия. Психологическая поддержка для детей и родителей. Законодательное закрепление прав ребенка.
Медицинские риски и безопасность Риски для здоровья женщин, проходящих процедуры ЭКО (гормональная стимуляция, многоплодная беременность). Долгосрочные последствия для здоровья детей, рожденных с помощью НРТ. Строгий контроль за медицинскими протоколами. Информированное согласие пациентов о всех рисках. Долгосрочные исследования здоровья детей, рожденных с помощью НРТ.
Доступность и справедливость Высокая стоимость НРТ делает их недоступными для многих. Риск создания “репродуктивного неравенства”. Государственная поддержка и субсидирование НРТ. Разработка более доступных и дешевых методов. Этические принципы распределения ресурсов.
Суррогатное материнство Эксплуатация женщин, риск для их здоровья, эмоциональные и психологические проблемы для суррогатной матери и ребенка. Законодательное регулирование суррогатного материнства, защита прав суррогатных матерей. Запрет на коммерческое суррогатное материнство. Психологическая поддержка для всех участников процесса.
Постмортальная репродукция Использование гамет умершего человека для зачатия ребенка. Этические вопросы согласия, прав ребенка и наследования. Законодательное регулирование, требующее явного согласия умершего на использование его гамет. Учет интересов будущего ребенка.
Репродуктивное клонирование Создание генетически идентичной копии человека. Этические опасения по поводу уникальности личности, достоинства человека и потенциальных злоупотреблений. Всеобщий запрет на репродуктивное клонирование человека.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов, связанных с этическими проблемами новых репродуктивных технологий:

  1. Генетическое редактирование: Технологии, такие как CRISPR, позволяют изменять ДНК эмбрионов, что открывает возможности для предотвращения наследственных заболеваний. Однако это также вызывает этические вопросы о “дизайне” детей, возможных долгосрочных последствиях для человеческой эволюции и рисках создания генетического неравенства.

  2. Коммерциализация репродуктивных услуг: В некоторых странах услуги по суррогатному материнству и донорству яйцеклеток стали коммерческими. Это порождает этические дилеммы, связанные с эксплуатацией женщин, особенно в развивающихся странах, где финансовая зависимость может заставить их принимать решения, которые они не сделали бы в других обстоятельствах.

  3. Право на незнание: При использовании донорских клеток или эмбрионов возникает вопрос о праве детей знать о своих генетических происхождении. Этические дебаты сосредоточены на том, должны ли доноры оставаться анонимными и как это влияет на идентичность и психическое здоровье будущих поколений.

9:50 Этические проблемы аборта и репродуктивных технологий9:50 Этические проблемы аборта и репродуктивных технологий

Инсеминация с задействованием донорских половых клеток

Моральные аспекты донорского искусственного осеменения вызывают вопросы не только в православии, но и в других религиозных традициях, где это иногда рассматривается как форма неверности или супружеской измены. Это связано с тем, что в процессе вмешательства участвует третье лицо, что нарушает уникальность и целостность супружеских отношений.

Согласно основам учения Православной Церкви, «если супруги не могут зачать ребенка, то при их взаимном согласии следует рассмотреть возможность использования внутрителесного (интракорпорального) оплодотворения с клетками мужа или усыновления ребенка».

Экстракорпоральное оплодотворение

Не так радужно в этическом плане отношение к более прогрессивной новой репродуктивной технологии – экстрокорпоральному оплодотворению.

Получивший широкое распространение ввиду высокой эффективности метод ЭКО предполагает гиперстимуляцию яичников с последующим изъятием яйцеклеток лапароскопическим способом с тем, чтобы оплодотворить их сперматозоидами в специальном инкубаторе. Оплодотворенные яйцеклетки анализируют, определяя самые жизнеспособные диплоидные клетки. Они и выступают основой для выращивания эмбрионов в условиях пробирки с последующей пересадкой их в женский организм. Не использованные эмбрионы замораживают посредством криоконсервации с тем, чтобы иметь возможность использовать для других целей в будущем.

В матку подсаживают до трех эмбрионов, из которых всего 1 или 2 в течение первых 6-и суток с момента зачатия фиксируются к слизистой оболочке.

При всей эффективности «зачатия в пробирке», показатели которого достигают 85-90%, главным его недостатком является вопрос дальнейшей судьбы «неиспользованных» жизнеспособных зародышей. Их:

  • уничтожают;
  • замораживают с тем, чтобы имплантировать другим женщинам;
  • задействуют в биопроизводстве и проведении экспериментов.

Для сравнения: если во время аборта уничтожается жизнь одного «нежеланного» ребенка, то при реализации ЭКО жертвой для возможности появления на свет одного малыша является необходимость уничтожить порядка 7-9 эмбрионов. Оправданы ли эти жертвы? Неудивительно, что многие ученые и активисты религиозных конфессий призывают акцентировать внимание будущих родителей на этической проблеме новой репродуктивной технологии, поскольку ЭКО в самом корне несет в себе абортивную идеологию.

Экстракорпоральное оплодотворение

30. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ В ПРИМЕНЕНИИ НОВЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ30. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ В ПРИМЕНЕНИИ НОВЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Оценка ЭКО с позиций религий

Под кажущейся простотой технических процессов, связанных с проведением экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), скрывается серьезная «цена» в виде судьбы оставшихся без внимания человеческих эмбрионов. В ходе ЭКО часто возникает многоплодная беременность, и на 7-8 неделе вынашивания проводится процедура «редукции». Эта манипуляция включает в себя уничтожение «лишних» зародышей, находящихся в матке, с помощью иглы, которая прокалывает сердце каждого из них. В результате остаются только 1-2 эмбриона.

Согласно основам социальной концепции Православной Церкви, все формы внетелесного зачатия считаются недопустимыми, так как они предполагают замораживание и последующее принудительное уничтожение «ненужных» живых существ, то есть эмбрионов.

Это утверждение подтверждается и важным христианским принципом, известным как позиция Тертуллиана, который утверждает: тот, кто станет человеком, уже является человеком.

В исламе личностный статус зарождающейся жизни определяется несколько иначе. В соответствии со священной книгой мусульман, разведенная женщина может вновь выйти замуж только через 90 дней, чтобы избежать подозрений относительно отцовства. Это четко указано в аятах 228 суры. Если же женщина потеряла мужа, то перед новым браком ей следует подождать 130 дней. Таким образом, сроки ожидания составляют от 90 до 130 дней.

Церковь и ЭКО

Испытания на эмбрионах

Человеческие зародыши являются полноценными живыми организмами, а потому проводимые над ними эксперименты обладают высокой научной достоверностью. Для работы используется биоматериал, полученный в результате «зачатия в пробирке» и после прерывания беременности.

На Парламентские Ассамблеи Совета Европы, проводимой в 1997 г., было принято решение запретить создание эмбрионов с целью исследования, а также обеспечить им надлежащую защиту. Сегодня большинство стран придерживается этого принципа, их законодательство полностью запрещает любого рода исследования. В странах, более лояльно относящихся к этому вопросу, процесс, направленный на достижение диагностических и терапевтических целей, четко контролируется на законодательном уровне.

В России отдельного раздела законодательства, регулирующего вопрос опытов на эмбрионах, нет и указаний о возможной судьбе «ненужных» зародышей не содержится.

Испытания на эмбрионах

Суррогатное материнство

Этические аспекты суррогатного материнства вызывают немалую озабоченность. Этот метод репродуктивной технологии включает в себя извлечение созревшей и подготовленной яйцеклетки из организма женщины для ее оплодотворения спермой супруга или донора. После трехдневного культивирования эмбрион возвращается в матку. Таким образом, возможно использование яйцеклетки одной женщины, а матку для вынашивания предоставляет другая. Важно отметить, что между новорожденным и женщиной, вынашивающей его, отсутствует генетическая связь.

Юридические аспекты суррогатного материнства регулируются на уровне государства. Например, в России суррогатная мать не имеет права оспаривать свои родительские права после рождения ребенка.

Моральные сомнения по поводу этого метода связаны с тем, что он вовлекает третью сторону в процесс репродукции.

Церковь также выступает против суррогатного материнства, утверждая, что оно разрушает естественную связь, формирующуюся между матерью и ребенком в процессе вынашивания. Это может привести к травмам как для женщины, вынашивающей ребенка, так и для самого малыша, который может столкнуться с психологическими проблемами, связанными с кризисом идентичности.

Попытки человека вмешиваться в природу с целью ее “улучшения” могут не только принести пользу, но и вызвать новые страдания. Поэтому использование биомедицинских технологий должно основываться на социальных и духовно-нравственных принципах.

Суррогатное материнство

Проблемы генетического редактирования эмбрионов

Генетическое редактирование эмбрионов, особенно с использованием технологий, таких как CRISPR-Cas9, открывает новые горизонты в области репродуктивной медицины, однако оно также порождает множество этических вопросов и проблем. Одним из основных аспектов является возможность создания “дизайнерских” детей, что вызывает опасения по поводу социального неравенства и дискриминации. Если только обеспеченные семьи смогут позволить себе доступ к таким технологиям, это может привести к углублению существующих социальных разрывов и созданию нового класса людей, обладающих улучшенными генетическими характеристиками.

Кроме того, генетическое редактирование эмбрионов может иметь непредсказуемые последствия для здоровья будущих поколений. Изменения, внесенные в ДНК, могут передаваться по наследству, и последствия этих изменений могут проявиться только через несколько поколений. Это вызывает вопросы о том, насколько этично вмешиваться в естественный процесс эволюции и каковы будут долгосрочные последствия для человеческой популяции.

Существует также риск непреднамеренных мутаций, которые могут возникнуть в результате редактирования генов. Эти мутации могут привести к новым заболеваниям или другим нежелательным эффектам, что ставит под сомнение безопасность таких процедур. Этические дилеммы усугубляются тем, что в настоящее время отсутствуют четкие и универсальные стандарты для проведения исследований и клинических испытаний в этой области.

Еще одной важной проблемой является вопрос согласия. В случае редактирования эмбрионов, которые не могут дать согласие на вмешательство, возникает этическая дилемма: имеют ли родители право принимать такие решения за своих детей? Это поднимает вопросы о праве на автономию и индивидуальность, а также о том, как такие решения могут повлиять на личность и идентичность будущих людей.

Наконец, необходимо учитывать и культурные аспекты. В разных обществах могут существовать различные взгляды на генетическое редактирование, и то, что считается приемлемым в одной культуре, может быть осуждаемо в другой. Это создает необходимость в международном диалоге и согласовании этических норм, чтобы избежать конфликтов и обеспечить уважение к культурным различиям.

Таким образом, проблемы генетического редактирования эмбрионов требуют комплексного подхода, учитывающего как научные, так и этические аспекты. Необходимы четкие регуляторные рамки и общественные дискуссии, чтобы обеспечить безопасное и этичное использование новых репродуктивных технологий.

Вопрос-ответ

Какие этические проблемы существуют в сфере репродуктивных технологий?

Основными вопросами, которые вызывают этические дилеммы в связи с развитием методов вспомогательной репродукции, являются: право на рождение ребенка или воспроизведение потомства, сам процесс экстракорпорального оплодотворения — приемлемо ли с моральной точки зрения вмешиваться в процесс воспроизводства? Моральный статус эмбриона, участие.

Какие этические проблемы возникают в ЭКО?

Следует также отметить морально-этические проблемы, возникающие при проведении ЭКО: проблема самоидентичности ребенка, вовлечение в процесс создания новой жизни до 5 человек, коммерциализация донорства, разрушение традиционной семьи, евгеника.

Новые репродуктивные технологии это?

Это ряд методов для подготовки сперматозоидов и яйцеклеток, искусственного оплодотворения, переноса эмбриона в матку для наступления беременности. Лечение бесплодия с помощью методов ВРТ планируют индивидуально, с учетом особенностей здоровья будущей мамы и того, какие именно проблемы мешают зачатию.

Какие технологии относятся к репродуктивным?

К репродуктивным технологиям относятся методы и процедуры, направленные на помощь в зачатии и беременности, такие как экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), инсеминация, криоконсервация яйцеклеток и спермы, а также донорство яйцеклеток и спермы. Эти технологии используются для лечения бесплодия и могут включать как хирургические, так и нехирургические методы.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите законодательство и этические нормы, касающиеся новых репродуктивных технологий в вашей стране. Это поможет вам понять, какие права и обязанности у вас есть, а также какие ограничения могут существовать.

СОВЕТ №2

Обсудите свои мысли и чувства по поводу репродуктивных технологий с близкими или специалистами. Открытый диалог может помочь вам лучше осознать свои ценности и моральные убеждения, а также получить поддержку в принятии решений.

СОВЕТ №3

Следите за новыми исследованиями и публикациями в области этики репродуктивных технологий. Это позволит вам быть в курсе последних тенденций и обсуждений, а также поможет сформировать более обоснованное мнение по данной теме.

СОВЕТ №4

Участвуйте в общественных обсуждениях и форумах, посвященных этическим вопросам репродуктивных технологий. Это не только расширит ваш кругозор, но и позволит вам услышать различные точки зрения и, возможно, изменить свои взгляды.

Ссылка на основную публикацию
Похожее