Россия, Нижегородская область, городской округ Чкаловск, река Юг
Телефон:
+7 (831) 231-22- Показать номер
Пн-вс: 08:00—23:00
whatsapp telegram vk email

Аппликация в системе образовательной деятельности детского сада

Суть понятия

Аппликация (от латинского applicatio — прикладывание) – вид изобразительной техники, при котором образ получается при помощи прикладывания или присоединения элементов из бумаги, ткани или другого материала к основе, выступающей фоном для картинки.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) аппликация является важным элементом продуктивной деятельности детей. Поэтому этот вид изобразительной техники осваивается в детском саду обязательно вне зависимости от образовательной программы, по которой работает ДОУ. Отличия есть только в форме представления этого вида работы. Например, если детский сад работает по программе «Детство», где все занятия группируются вокруг общей темы в определённый отрезок времени, то в аппликациях не будет особого тематического разнообразия, а значит, и широкого спектра освоения техник. Иная ситуация наблюдается в ДОУ, работающих по программе «Истоки», где за основу берётся разный темп психологического развития малышей, и в связи с этим особая роль отводится индивидуализации работы с ребятами, в том числе и через приобщение к выполнению заданий вместе с родителями. К примеру, в старшей группе одним из заданий для проекта по ИЗО может быть подготовка проекта в виде аппликации на тему «ПДД».

В зависимости от сложности аппликации проект может быть краткосрочным — до недели, или долгосрочным — до месяца

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС

Миссией введения этого вида изобразительной техники в образовательный процесс ДОУ является:

  • активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;
  • развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»);
  • формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);
  • активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, к примеру, усваивают значения таких слов, как «шаблон», «плоскостное изображение» и пр., а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);
  • развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения этого в зависимости от материала — так, наложить вырезанную бумажную деталь легче, чем «попасть» в границы контура нарезанными нитками или крупой);
  • воспитание позитивного настроя на продуктивную деятельность (вне зависимости от возрастной группы в процессе работы малыши учатся решать возникающие трудности, ориентируясь на получения нужного результата, например, если в старшей группе в процессе выполнения аппликации на тему «Снегирь на заснеженной ветке» у ребёнка возникли сложности с приклеиванием снега из ваты на картон, есть смысл попробовать сделать это другим видом клея или «посадить» на двойной скотч).

    Занятие аппликацией воспитывает у детей положительное отношение к работе в коллективе

Таблица: задачи аппликации в ДОУ для разных возрастных групп

Группа Перечень задач
Первая младшая
  • получить общее представление о материалах и инструментах, используемых для аппликации (листы бумаги, клей, ножницы, кисточка);
  • поощрять отзывчивость на предложение взрослого создать аппликацию, обязательно хвалить тех, кто после объявления задания сразу (!) приступает к работе;
  • воспитывать эстетические чувства (умение узнавать образ на картинке, любоваться им, радоваться так же, как это делает взрослый).
Вторая младшая
  • учить делать композиции из деталей в виде простейших геометрических форм (например, при изучении темы «Мебель» дети делают предметы интерьера из прямоугольников – «кровать», кругов – «пуфики», «стулья», квадратов – «табуреты», «кресла» и т. д.);
  • тренировать навык правильного захвата ножниц, а также вырезания лент из бумаги по сгибу;
  • формировать навык нанесения клея на основу, намазывая кисточкой её края;
  • вырабатывать правильный порядок выполнения аппликации — сначала детали приложили, потом по очереди клеим.
Средняя
  • учить создавать аппликации из природного материала (высушенных осенних листьев);
  • развивать умение комбинировать аппликацию с другими видами изобразительного творчества (дорисовывать);
  • знакомиться с нестандартными техниками выполнения аппликации (из разных видов круп, макарон);
  • воспитывать умение работать в малых группах (при выполнении заданий в парах и мини-группах).
Старшая и подготовительная
  • учить вырезать симметричные детали (к примеру, снежинки), силуэты (например, балеринки), делать многослойные изображения (работая над темой «Одежда, обувь», ребята сначала наклеивают бумажные туфли, а потом «декорируют» их манкой);
  • осваивать нетрадиционные техники создания аппликации (обрывной, нитяной и пр.);
  • совершенствовать навык комбинации техник (аппликация и рисунок, аппликация и пластилинография).

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
АППЛИКАЦИЯ. ВИДЫ АППЛИКАЦИИ.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…

Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. Во время работы с аппликацией у детей развивается моторика и воображение. И немаловажный момент, это еще и общение с вами. Научите ребенка видеть красоту в окружающем нас мире. Помогите ему сотворить что-нибудь своими руками. Пусть поначалу это плохо будет получаться, не забывайте хвалить ребенка. После похвалы ребенок будет еще больше стараться. Конечно, проще заняться рисованием, взяв карандаши или краски. Но поверьте, занятие аппликацией намного полезнее и увлекательнее, оно разовьет конструкторское мышление, тактильные ощущения, а также поможет в изучении цветов и форм. Для того, чтобы заняться аппликациями, нужно заранее подготовиться — придумать сюжет и сделать заготовки из бумаги… МОЗАИКА ИЗ КУСОЧКОВ БУМАГИ. Такая мозаика хорошо развивает мелкую моторику. Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб – на фоне синей глубины реки или моря.

На бумаге нарисуйте контур изображения. Для деток помладше лучше рисовать какие-то предметы без мелких деталей. Например: цветок, бабочка, сердечко. Теперь эту нарисованную фигуру вырежьте. Подготовьте маленькие кусочки цв. бумаги. А лучше, дайте это задание малышу. Пускай он сам их подготовит, порвав руками цв. бумагу или картинки из журналов. Можно также наделать кружочки с помощью дырокола. Вырезанную форму смажьте клеем и заполните её кусочками из бумаги. готовую форму приклейте на лист бумаги или картон. Для деток постарше можно аппликацию усложнить выбором более сложной фигуры. АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУП И СЕМЯН. Использование семян и круп для создания картин и поделок всегда привлекает детей, да и взрослые получают удовольствие при работе с таким материалом. Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы. Для аппликаций из семян и круп необходимы следующие материалы: картон, разнообразные семена,разные крупы, краски, фломастеры, засушенные листики и клей ПВА.

1. Нарисуйте на картоне изображение будущей картины. 2. Клеем ПВА густо намажьте это изображение. 3. Посыпьте крупой или семенами эту картину. Эту аппликацию можно делать с помощью одного вида крупы, а можно и усложнить с помощью разных видов круп. АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ИЗ ЛИСТЬЕВ.

К аппликации из листьев нужно подготовиться заранее. 1. Собрать и засушить листья деревьев между листками книжки. через пару дней листики будут готовы. Если нет желания ждать, можно ускорить этот процесс и засушить листики с помощью утюга. Для этого заверните листики в салфетку и прогладьте утюгом. 2. Теперь нужно из имеющихся листиков придумать будущую композицию и отобрать для нее более подходящие листочки, цветы, травку. 3. На листе бумаги или картона нарисуйте контур вашей картины и намажьте ее клеем ПВА. 4. Прикладывайте листочки в нужное место и в конце просушите. АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ИЗ САЛФЕТОК.

1. Нарисуйте контур картины на листе бумаги. 2. Пускай малыш мелко порвет салфетки или тонкую бумагу. 3. Вместе скатайте из кусочков салфеток шарики. 4. Изображение намажьте ПВА клеем и все пространство заполните этими шариками. Детали изображения можно раскрасить в разные цвета. В итоге получится объемная и красивая картина ОБЪЁМНАЯ АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. Занимаясь с ребенком аппликациями, можете научить его не только плоским изображениям но и объемным. Объемная аппликация выглядит более реалистично и воспринимается малышом гораздо лучше. Для изготовления объемных аппликаций бумагу сперва лучше помять в руках, затем разгладить и вырезать нужную форму. Далее эту форму нужно приклеить и можно дополнительно дорисовать недостающие детали фломастерами или карандашами. Можно изготовить например: божию коровку, жука или черепашку… Вот как пример “Лилия”. Для аппликации понадобятся: 1. Цветная бумага 2. клей 3. Пенопласт 4. ножницы, 5. карандаш Как сделать объемную лилию: Вырезаем листочек в виде сердца из зеленой бумаги. Далее из другого цвета бумаги вырезаем одинакового размера лепестки. Можно ограничиться 6-ю лепестками, а можно сделать нашу лилию пышнее и объемистее, для этого лепесточков нужно будет побольше. Теперь каждый лепесточек поочередно наматываем на карандаш и приклеиваем по центру зеленого листочка. Сердцевину делаем из кусочка пенопласта или же из др. материала (губка, цв. бумага) Все вот и Лилия!

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ. Можно заранее подготовить и собрать в определенное место остатки разноцветной ткани. Ткань желательно собирать разнообразную по фактуре и расцветки. Здесь важно показать малышу на примере, как ткань помогает отобразить в картине что-то более ярко и одновременно легко. Например ткань с изображением цветов по контуру вырезают и приклеивают. (хорошим клеем или клестером). и подрисовать вазу или стол. Получится очень красочное и емкое изображение. Есть ткани, которые хорошо изобразят домик, шапочку для человечка, сумочку или туловища у животного.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ. Один из интересных и увлекательных способов создания аппликаций – это яичная мозаика. Раскрасьте скорлупу разными цветами гуашью и положите сушиться. После того, как скорлупа высохнет, она готова к использованию. Для начала необходимо нанести контур рисунка на бумагу и промазать его клеем ПВА. Теперь нужно засыпать разными цветами скорлупки определенные места в рисунке. Пускай картина подсохнет.

Серия сообщений «Аппликация «:
Часть 1 — АППЛИКАЦИЯ. ВЫКРОЙКИ. Часть 2 — АППЛИКАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА — 1. 3-4 года. … Часть 5 — АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ. Часть 6 — АППЛИКАЦИЯ. ВОЛШЕБНЫЕ КОВРИКИ. Часть 7 — АППЛИКАЦИЯ. ВИДЫ АППЛИКАЦИИ. Часть 8 — АППЛИКАЦИЯ. РАБОТЫ МОИХ ДЕТЕЙ. Часть 9 — Мальчик с мячиком Часть 10 — Весёлая черепашка Часть 11 — Аппликация из листьев.

Аппликация как тема по самообразованию педагога

Самообразование является важным средством профессионального совершенствования педагога. В практике работы ДОУ темы по самообразованию затрагивают все (!) направления образовательного процесса. В том числе и развитие детей в рамках художественно-эстетического направления учебно-воспитательного процесса. В этом контексте педагоги изучают возможности разных изобразительных техник в реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей дошкольного образования. Аппликация в этом смысле открывает широкое поле для деятельности, так как:

  • имеет много видов;
  • практикуется с первой младшей группы;
  • может использоваться на занятиях любого направления (ФЭМП, развитие речи, ФЦКМ и др.);
  • позволяет решить сразу несколько образовательных задач (к примеру, у детей развивается пространственное мышление, логика, мелкая моторика, креативность и т. д.).

Что касается выстраивания схемы работы над темой по самообразованию, связанной с аппликацией, то она остаётся неизменной и включает три этапа:

  • теоретический (изучение методической литературы по теме);
  • практический (реализация теории в практической деятельности);
  • отчётный (подведение итогов, составление отчётов — печатных, фото и видео).

В процессе реализации практического этапа освоения темы педагог применяет знания теоретического, и это сочетание анализирует в отчёте о проделанной работе

Примерный список тем по самообразованию по аппликации

Есть темы более обобщённого характера, а есть более конкретные:

  1. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами аппликации».
  2. «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности (аппликации) в детском саду».
  3. «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста».
  4. «Развитие мелкой моторики у детей старшей разновозрастной группы в изобразительной деятельности (аппликации)».
  5. «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей».

Материалы для аппликации

Под аппликацией подразумевают простейшее изображение, составленное из цветных элементов. Плоские и объемные изображения, выполненные из цветной бумаги, доступные детям разного возраста.

Более сложные техники сначала должны освоить взрослые, чтобы научить своих детей хотя бы азам.

Бумага – самый доступный и податливый материал. Чтобы сделать понравившееся изображение, понадобятся ножницы, клей и бумага. Для цветной аппликации рекомендуют комбинировать разные виды бумаги:

  • ватман;
  • салфетки;
  • фольга и фантики от конфет;
  • офисные листы А4;
  • тонкий цветной картон;
  • бархатная, оберточная, гофрированная, упаковочная и цветная бумага.

Творческий процесс позитивно влияете на детскую психику – быстро виден результат. Из несколько цветных элементов складывается узнаваемое изображение.

Литература по аппликации в помощь педагогу

Для облегчения процесса подготовки занятий аппликацией, педагог может использовать следующие источники:

  1. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский , 1997;
  3. Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982;
  4. Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009;
  5. Методика изобразительной деятельности и занятия по конструированию/под редакцией Т.С. Комаровой, — М.: «Просвещение», 1985;
  6. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971;
  7. Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011;
  8. Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988;
  9. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.
  10. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982.

Аппликация в детском саду занимает особое место в учебно-воспитательном процессе, так как позволяет реализовать важные цели образовательного процесса в ДОУ, с одной стороны, а с другой, дети с огромным удовольствием включаются в этот вид работы — их сам процесс изготовления элементов картинки захватывает даже больше, чем нацеленность на получение результата. С позиции педагога аппликация, кроме всего прочего, ещё и открывает широкие возможности для разработки темы по самообразованию.

Тканевая аппликация

С лоскутом, из которого можно нарезать по шаблону много цветных фрагментов, больше всего любят работать девочки. Со временем это увлечение может стать полезным хобби.

Тканевая аппликация очень практичный вид рукоделия. Научившись правильно обрабатывать кусочки ткани и пришивать их на основу, дети смогут выполнять декор для одежды:

  • «сердечками» на коленки брюк;
  • декоративные заплатки на локти;
  • аппликация на карманы и капюшон;
  • украшение на сумку или школьный рюкзак;
  • оформление диванных подушек, детских пледов, других аксессуаров для интерьера комнаты девочки подростка.

Придумать рисунок и найти подходящий лоскут – самый простой этап в выполнении аппликации из ткани. Правильная обработка осыпающихся краев и аккуратная посадка частей изображения на детскую одежду требует внимания и аккуратности.

Всем нюансам этого вида рукоделия должны научить взрослые. Было бы хорошо научить девочку, как приклеить, смётать, пристрочить на машинке и сшить кусочки ткани вручную.

Иногда интерес к тканевой аппликации проявляют мальчики. Возможно, из усидчивого ребенка в будущем вырастет именитый кутюрье.

Ажурная аппликация

У японского «киригами» (в буквальном переводе «резать бумагу») много общего с украинской «вытынанкой» (смысловой перевод «удалять кусочки»). Это отверстия в плотной одноцветной бумаге, образующие смысловой рисунок.

Некоторые энтузиасты возрождают древние ремесла, другие предлагают новые способы работы с бумагой. В любом случае, есть бумажные шедевры, успешно соперничающие с инсталляциями мастеров современного искусства.

Обратите внимание! Освоив эту технику, будет легко смастерить вполне практичные предметы интерьера – плафоны на настольные и напольные светильники. Свет будет проникать через ажурные отверстия, образуя мистические узоры на стенах и потолке.

Традиционную вытынанку делали из двойного листа бумаги, вырезая узор симметрично. Простейшая вытынанка, знакомая нам с раннего детства – восьмигранные снежинки. Бюджетный новогодний декор на окнах сегодня доступен каждому.

Простая аппликация для начинающих

Глядя на настоящие произведения искусства, некоторыми овладевает невольный страх, который можно выразить «у меня так не получится». Это не так, в любой технике все начинается с простого и продвигается к более сложным навыкам мастерства.

Изображения, выложенные из отдельных фрагментов, предлагается закрепить на картоне, фанере или в подрамнике для фото. Хорошие идеи:

  1. Геометрическая аппликация. Поручите ребенку задание – сложить из одинаковых геометрических фигур любой объект. Из овалов, к примеру, можно сложить зайца, из кружочков – медвежонка или золотую рыбку.
  1. Симметричные элементы из ватмана или тонкого цветного картона, вырезанные по шаблону, предложите ребенку загнуть по центру. Получатся листья, бабочки или стрекозы, которые украсят интерьер.
  1. Мозаичная аппликация – увлекательный способ выкладывать целые картины из резаных фантиков, рваных салфеток и кусочков цветной бумаги. Это напоминает живописные полотна крупными мазками.
  1. Аппликация из комбинированных материалов – хороший способ развивать у ребенка фантазию. Ватные диски и ушные палочки можно использовать, изображая на картинке легкие облака или цветочные лепестки.

Пример – ромашки из ватных палочек. Ребенок младших классов сам справится с выкладыванием картинки, но помогите ему (в целях безопасности) срезать пластиковую основу. Листья одуванчику предложите выполнить по шаблону.

Со стебельками дети могут справиться самостоятельно. Серединки из желтого пластилина предложите заменит чем-то другим.

Ссылка на основную публикацию
Похожее